Соглашение «О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов» № 0001/7/ММВ-23-8/3@

СОГЛАШЕНИЕ

о порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы

и Федеральной службы судебных приставов при исполнении

исполнительных документов

 

№ ______________________

 

I Общие положения

 

1.1. Настоящее Соглашение о порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов (далее – Соглашение) определяет общие условия взаимодействия Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов (далее – территориальные органы ФНС России) и Федеральной службы судебных приставов, ее территориальных органов (далее – территориальные органы ФССП России) при исполнении постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов (далее – исполнительные документы).

1.2. Правовыми основаниями для взаимодействия ФНС России
и ФССП России, их территориальных органов и структурных подразделений являются Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», другие федеральные законы, а также принятые в соответствии с ними указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты.

1.3. ФССП России осуществляет межведомственную координацию взаимодействия ФССП России и ФНС России в части, касающейся исполнения исполнительных документов.

1.4. Задачами взаимодействия ФНС России и ФССП России, их территориальных органов и структурных подразделений являются:

1.4.1. Повышение эффективности исполнения постановлений, выдаваемых налоговыми органами, и иных исполнительных документов.

1.4.2. Осуществление регулярного обмена информацией по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес.

1.5. Взаимодействие ФНС России и ФССП России, их территориальных органов и структурных подразделений осуществляется в форме проведения совместных мероприятий, создания рабочих групп, взаимного обмена информацией, сверки имеющихся статических данных.

Порядок проведения и формы документов сверки, а также условия и порядок мониторинга эффективности исполнительных действий утверждаются совместными актами ФНС России и ФССП России.

1.6. Проведение совместных мероприятий, информационную поддержку при решении совместных задач и организацию надлежащего взаимодействия должностных лиц ФНС России и ФССП России, их территориальных органов
и структурных подразделений в ходе исполнения исполнительных документов организовывают в пределах своей компетенции руководители (заместители руководителей) территориальных органов ФНС России и ФССП России,  начальники структурных подразделений территориальных органов ФНС России
и ФССП России.

Обмен информацией между ФНС России и ФССП России, их территориальными органами и структурными подразделениями осуществляется
в электронном виде по защищенным каналам связи без дублирования на бумажном носителе (за исключением судебных актов).  

1.7. Обмен информацией в электронном виде между ФНС России
и ФССП России осуществляется в соответствии с Протоколами информационного обмена.

 

II Особенности взаимодействия территориальных органов

ФНС России и ФССП России, их структурных подразделений при исполнении исполнительных документов

 

2.1. Постановление налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в течение трех дней с момента вынесения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя направляется в электронном виде в структурное подразделение территориального органа ФССП России в срок, установленный статьей 47 Кодекса. Иные исполнительные документы направляются налоговым органом в структурное подразделение территориального органа ФССП России в сроки, установленные частями 1-3 статьи 21 Закона об исполнительном производстве. Исполнительные документы направляются в структурное подразделение территориального органа ФССП России по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому статьей 33 Закона об исполнительном производстве, с приложением документов в электронном виде, содержащих:

- расшифровку задолженности налогоплательщиков (плательщиков сборов) или налоговых агентов (далее - налогоплательщик) с указанием реквизитов счетов по учету доходов соответствующих бюджетов и кодов бюджетной классификации. В случае последующего изменения реквизитов счетов либо кодов бюджетной классификации территориальный орган ФНС России обязан в течение 3 дней со дня внесения изменений направить в структурное подразделение территориального органа ФССП России уточненную расшифровку;

-  перечень расчетных, текущих и иных счетов налогоплательщика в банках
и других кредитных организациях, а также информацию о мерах, предпринятых территориальным органом ФНС России для обеспечения решения о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента организации, индивидуального предпринимателя в банках в соответствии со статьей 76 Кодекса. В случае открытия налогоплательщиком счетов в банках и иных кредитных организациях после вынесения решения о взыскании налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика налогового агента) – организации, индивидуального предпринимателя налоговый орган обязан в течение 3 дней со дня получения таких сведений дополнительно направить в структурное подразделение территориального органа ФССП России соответствующую информацию;

- сведения об остатках денежных средств на счетах в банке, представляемые кредитными организациями в соответствии с пунктом 5 статьи 76 Кодекса;

- иные имеющиеся у налогового органа сведения:

1) об имуществе налогоплательщика (в т.ч. дебиторской задолженности)
и (или) об имущественных комплексах, с приложением выписки из бухгалтерского баланса должника по статьям актива;

2) о лицах, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика;

3) фактические адреса, телефоны головной организации-должника и ее структурных подразделений;

4) о наличии кассовых аппаратов и местах их установки;

5) иные дополнительные сведения.

В случае произведенного территориальным органом ФНС России ареста имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 77 Кодекса одновременно с предъявлением постановления, вынесенного в порядке, установленном статьей 47 Кодекса, в структурное подразделение территориального органа ФССП России налоговым органом направляется протокол ареста имущества должника
с приложением (при наличии) актов описи.

2.2. Если в ходе исполнительного производства изменилась сумма задолженности, подлежащая взысканию, территориальный орган ФНС России направляет судебному приставу-исполнителю, у которого на исполнении находится исполнительный документ, уведомление об уточнении сумм задолженности
по постановлению территориального органа ФНС России с указанием причин изменения суммы задолженности.

Денежные средства, перечисленные должником после возбуждения исполнительного производства (за исключением иных текущих платежей), учитываются территориальными органами ФНС России и ФССП России в счет погашения задолженности по исполнительному документу в результате деятельности судебного пристава-исполнителя.

2.3. Денежные средства, взысканные в ходе исполнения исполнительных документов, перечисляются структурным подразделением территориального органа ФССП России на счета, указанные в исполнительном документе или документах, которые являются приложением к постановлению налогового органа, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов.

При отсутствии в исполнительном документе, выданным судом, сведений
о счетах, на которые должны быть перечислены взысканные суммы, судебный пристав-исполнитель направляет запрос об этих счетах в территориальный орган ФНС России, предъявивший исполнительный документ на принудительное исполнение.

2.4. В соответствии с пунктом 4.1 статьи 46 Кодекса действие поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации приостанавливается при поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, находящиеся в банках

При поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика, налоговый орган информирует об этом соответствующий банк и уведомляет налогоплательщика с предложением о перечислении сумм налогов (сборов), а также пени, штрафов и процентов, указанных в постановлении судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, на депозитный счет службы судебных приставов (в случае поступления денежных средств на счета должника и направления им в банк соответствующего платежного поручения).

2.5. В случае отсутствия сведений о месте нахождения должника и (или) имущества должника (физического лица или организации) судебный пристав-исполнитель выносит постановление о розыске должника и (или) имущества должника (физического лица или организации).

При обнаружении должника (его имущества) расходы по розыску взыскиваются с должника с последующим возмещением расходов федеральному бюджету, о чем судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом.

2.6. В случае предоставления должнику права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам, сборам и задолженности по начисленным пеням, а также в иных случаях изменения срока уплаты (отсрочка, рассрочка) налога (сбора), а также пени на всю сумму задолженности, подлежащей взысканию, исполнительный документ подлежит отзыву.

В случае изменения срока уплаты части суммы задолженности, подлежащей взысканию, территориальный орган ФНС России направляет судебному приставу-исполнителю уведомление об уточнении взыскиваемой суммы.

2.7. При вынесении территориальным органом ФНС России постановления
о прекращении исполнения постановления по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 31.7 КоАП РФ территориальный орган ФНС России направляет его судебному приставу-исполнителю, у которого
на исполнении находится исполнительный документ.

2.8. О наложении ареста на имущество должника по исполнительным производствам, возбужденным на основании постановлений налоговых органов, судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления или составления акта о наложении ареста на указанное имущество,
а при изъятии имущества – незамедлительно информирует территориальный орган ФНС России, направляя в электронном виде сведения о наложении ареста, а также сведения о размере требований взыскателей.

Судебный пристав-исполнитель информирует территориальный орган
ФНС России о возбуждении исполнительного производства в отношении должников-организаций, находящихся в процедурах банкротства,
по исполнительным документам о взыскании текущих платежей в пользу взыскателей:

юридических лиц – с указанием даты возбуждения исполнительного производства, наименования должника, ИНН (при наличии), суммы взыскания согласно приложению № 1;

физических лиц и индивидуальных предпринимателей – с указанием факта возбуждения исполнительного производства (без указания фамилии, имени, отчества), наименования должника (при наличии ИНН), суммы взыскания согласно приложению № 2.

2.9. В целях обеспечения исполнения исполнительных документов
по имущественным взысканиям судебный пристав-исполнитель накладывает  арест на имущество должника в соответствии со статьей 80 Закона об исполнительном производстве.

2.10. Протокол ареста имущества организации-должника, составленный налоговым органом в соответствии со статьей 77 Кодекса подлежит направлению одновременно с предъявлением на принудительное исполнение постановления
о взыскании, вынесенного в порядке статьи 47 Кодекса судебному приставу-исполнителю.

Судебный пристав-исполнитель на основании постановления налогового органа о взыскании налоговых платежей, к которому приложен протокол ареста имущества должника, произведенного налоговым органом в порядке статьи 77 Кодекса, и по которому возбуждено исполнительное производство, незамедлительно проводит действия по составлению акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества), арестованного налоговым органом в порядке статьи 77 Кодекса.

2.11. Территориальный орган ФНС России после получения копии акта
о наложении ареста на имущество должника (описи имущества), на которое ранее наложен арест в рамках статьи 77 Кодекса, в течение трех рабочих дней производит действия по снятию ареста с данного имущества.

2.12. При наложении ареста на непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права
и на участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества, производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда, судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления или составления акта о наложении ареста на указанное имущество,
а при изъятии имущества – незамедлительно направляет в электронной форме
в соответствующий территориальный орган ФНС России сведения
о наложении ареста на имущество должника, а также сведения о размере требований взыскателей.

При получении из территориального органа ФНС России определения арбитражного суда о введении процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления в отношении должника судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнительное производство в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 40 Закона об исполнительном производстве.

2.13. Оценка арестованного имущества должника производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа, в случае, когда стоимость вещи по предварительной оценке не превышает тридцати тысяч рублей.

В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, для проведения оценки отдельных видов имущества назначение специалиста является обязательным.

2.14. При наличии сведений о праве должника на возмещение из бюджета суммы налога на добавленную стоимость (далее – НДС) судебный пристав-исполнитель направляет в налоговые органы запрос по форме согласно приложению № 3 о предоставлении сведений о расчетных счетах, на которые налоговым органом будет произведено перечисление соответствующих сумм.

Сведения о наличии у должника права на возмещение из бюджета суммы НДС судебный пристав-исполнитель может получить из налоговой декларации
по НДС по форме КНД 1151001 (строка 050 – сумма налога, исчисленная
к возмещению из бюджета), представленной должником судебному приставу-исполнителю.

Налоговый орган не позднее 7 рабочих дней с даты получения запроса предоставляет судебному приставу-исполнителю сведения о расчетных счетах должника, на которые может быть произведено перечисление суммы НДС, подлежащей возврату на основании решений о возмещении полностью или частично суммы налога, заявленной к возмещению.

После получения вышеуказанных сведений судебный пристав-исполнитель выносит постановление о наложении ареста (об обращении взыскания) на денежные средства, находящиеся на указанных расчетных счетах должника.

2.15. При осуществлении судебным приставом-исполнителем в отношении должника мер принудительного исполнения (арест и реализация имущества, а также иные меры), применение которых позволит в течение двух месяцев погасить задолженность перед Российской Федерацией в полном объеме, судебный пристав-исполнитель незамедлительно направляет в соответствующий территориальный орган ФНС России заявление о принятии решения об отложении подачи заявления
в арбитражный суд о признании должника банкротом (совместное письмо
ФССП России и ФНС России от 10.01.2013 № 12/01-88-АП/ММВ-20-8/6@
«О порядке отложения уполномоченным органом подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом в случае обращения Федеральной службы судебных приставов»).

К заявлению судебного пристава-исполнителя в обязательном порядке прилагаются копия постановления о возбуждении исполнительного производства, копии постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста
на имущество должника либо акта о наложении ареста (описи имущества), копия постановления о принятии результатов оценки с указанием конкретного оценщика, копия постановления о передаче арестованного имущества на реализацию (при наличии).

При получении заявления судебного пристава-исполнителя соответствующая инспекция ФНС России готовит проект решения об отложении подачи
в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом на срок до двух месяцев, который не позднее следующего дня направляется в управление
ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации.

О принятом решении управление ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации или межрегиональная инспекция ФНС России
по крупнейшим налогоплательщикам уведомляет ФНС России и управление ФССП России по соответствующему субъекту Российской Федерации (путем направления копии вышеназванного решения) не позднее дня, следующего за днем принятия решения.

2.16. Судебный пристав-исполнитель, при осуществлении исполнительных действий в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве по проверке бухгалтерских и иных документов организации, на исполнении
у которой находятся исполнительные документы, установив факт выплаты должнику заработной платы в размере ниже среднеотраслевого уровня, направляет
 в соответствующий территориальный орган ФНС России информацию для проведения мероприятий налогового контроля.

Территориальный орган ФНС России, рассмотрев данную информацию, сообщает судебному приставу-исполнителю о результатах рассмотрения.

2.17. В случае выявления в ходе исполнительного производства
не зарегистрированного в установленном порядке недвижимого имущества, принадлежащего должнику, судебный пристав-исполнитель в соответствии с частью 2 статьи 66 Закона об исполнительном производстве обращается в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации прав собственности должника.

Судебный пристав-исполнитель информирует территориальный орган
ФНС России о данном факте.

2.18. Территориальные органы ФНС России и ФССП России проводят сверку отдельных показателей статистической отчетности не реже одного раза в полугодие. Результаты сверки направляются в ФНС России и ФССП России до 25 июля и до 25 января, следующего за отчетным периодом.

 

III Заключительные положения

 

3.1. Внесение изменений и дополнений в настоящее Соглашение производится путем подписания дополнительного соглашения между ФНС России
и ФССП России.

Разъяснения по данному Соглашению оформляются совместными письмами ФНС России и ФССП России.

3.2. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.

3.3. Соглашение составлено в 2 экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для ФНС России и ФССП России.

3.4. Со дня вступления в силу настоящего Соглашения признаются утратившими силу:

Соглашение ФНС России и ФССП России от 09.10.2008 № ММ-25-1/9/12/01-7 «О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов»;

Дополнительное соглашение ФССП России и ФНС России от 29.04.2010
№ 12/01-4/ММВ-27-8/4 к Соглашению ФНС России и ФССП России от 09.10.2008 № ММ-25-1/9/12/01-7 «О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы
и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов»;

Дополнительное соглашение ФССП России и ФНС России от 19.07.2011
№ 12/01-4/ММВ-27-8/17@ «Дополнительное соглашение к Соглашению о порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов от 09.10.2008 № ММ-25-1/9/12/01-7».

 

 

 

Директор Федеральной

службы судебных приставов –

главный судебный пристав

Российской Федерации

 

Руководитель Федеральной налоговой службы

 

 

А.О. Парфенчиков

 

«___»   __________ 2014 г.

 

 

М.В. Мишустин

 

«____»   __________2014 г.

 

Время создания/изменения документа: 11 ноября 2014 15:51 / 11 ноября 2014 15:59

Версия для печати