Организация исполнительного производства в Государстве Израиль

Практика исполнительного производства, № 6, 2011.

 

Захарова Н.С.

начальник отдела международного сотрудничества

и организации исполнения международных обязательств

Правового управления ФССП России

 

Законодательство об исполнительном производстве

Основным законом, регулирующим деятельность судебных исполнителей в Государстве Израиль, является Закон об исполнении судебных решений 1967 года. Законодательно-правовую базу составляют также Положение о судебных исполнителях 1979 года, Закон о судах 1984 года, Основы гражданского судопроизводства 1984 года и т.д.

Органы принудительного исполнения

Функции по принудительному исполнению в Государстве Израиль возложены на Управление по осуществлению судебных решений и взысканий. Управление руководит 26 бюро по осуществлению судебных решений и Центром по взысканию штрафов. В штат Управления входят: 980 служащих, 125 агентов по осуществлению судебных решений, 51 регистратор.

Основная цель судебных исполнителей - оказание помощи кредитору по взысканию долга с должника в случае отсутствия с его стороны желания выплачивать долг добровольно. Основанием к привлечению судебного исполнителя является соответствующее решение судебного органа, а также предоставление чеков и вескселей, включая векселя на ипотечные ссуды.

В Бюро по осуществлению судебных решений открываются дела по: исполнению судебных постановлений; взысканию алиментов и пособий на детей; взысканию ипотеки и закладов, исполнению чеков/векселей; претензиям, связанным с контрактами; взысканию задолженности за проезд по платным автострадам.

В Центре взыскания штрафов открываются дела по взысканию: задолженности, связанной с судебными решениями (уголовные штрафы; штрафы за нарушение правил дорожного движения; компенсации, присужденные в рамках решений по уголовным делам); административных штрафов.

Кроме этого, полномочиями по осуществлению действий судебного исполнителя наделены некоторые ведомства (Налоговая инспекция, Служба национального страхования, Муниципалитеты).

Кредитор и должник

Следует отметить, что по вопросу принудительного исполнения кредитор вправе обращаться в любое отделение судебного исполнителя.

Кредитор обязан подавать отдельные просьбы на производство каждого действия. В начале процесса кредитор подает просьбу на взыскание по чеку или векселю или просьбу на исполнение решения суда, а в рамках этого исполнения он вправе подавать отдельные просьбы по их обеспечению (ареста имущества должника, в том числе заработной платы, банковских счетов; ограничение в праве на получение водительских прав, на пользование чеками, кредитными картами и банковскими счетами, заграничным паспортом и т.д.) При этом кредитор каждый раз оплачивает установленную Законом госпошлину.

Должник, в свою очередь, имеет право опротестовать действительность чеков и векселей, просить провести исследование его финансовых возможностей по оплате долга, «разбивать» долг на отдельные платежи, объединять все долговые дела, объявлять себя банкротом полностью или частично.

Если по истечении трех лет со дня ареста имущества кредитор не подал заявку на продажу арестованной недвижимости, то руководитель Управления по осуществлению судебных решений и взысканий имеет право, после слушания сторон, отменить арест недвижимости и удалить запись об аресте из кадастра недвижимости. При погашении присужденного долга руководитель Управления выдает постановление об отмене ареста и об удалении записи об аресте имущества из кадастра недвижимости.

Изменения, внесенные в Закон об исполнении судебных решений

4 ноября 2008 года Кнессетом была утверждена основная поправка № 29 к Закону 1967 года, которая, по сути, внесла в него значительные изменения. С 1 января 2009 года судебные исполнители перешли в непосредственное подчинение министерства юстиции (до 2009 года судебные исполнители находились при судах). Если ранее судей судебных исполнителей назначал председатель мирового суда, то теперь этот вопрос относится к компетенции министра юстиции.

Кроме этого, изменения затронули следующие вопросы исполнительного производства: доступ к информационным ресурсам, введение процедуры ускоренного взыскания, наложение ограничений на должника.

Доступ к информационным ресурсам

Судья исполнительного производства может издать приказ о передаче третьим лицом информации о должнике. Нет необходимости в подписании отказа от конфиденциальности. Таким образом, обеспечивается доступ к следующей информации:

- адрес должника;

- активы должника;

- источник и размер дохода должника;

- банковские счета.

В Законе определен перечень организаций, которым предписывается раскрытие данных о должнике и его активах. В их число входят: Службы регистрации актов гражданского состояния, Службы социального страхования, Телекоммуникационные компании, Регистраторы компаний, Земельные управления, Электрическая корпорация, Компании кредитных карточек, Банки, Резервные фонды, Регистр воздушных судов, Судовой регистр, Регистр тяжелой техники, Министерство транспорта Израиля.

Следует отметить, что в 2011 году было зафиксировано 440497 обращений к базам данных1.

Процедура ускоренного взыскания

Исполнение взыскания осуществляется самими чиновниками-исполнителями (без необходимости обращения к адвокату). Бюро по ускоренным процедурам действует независимо и активно, начиная с телефонных звонков, отправки SMS с предложением рассчитаться по задолженностям, в противном случае принимаются меры по принудительному исполнению в отношении активов должника (наложение ареста на банковские счета, заработную плату и т.д.).

Однако данная процедура ограничена суммой, причитающейся к выплате (не превышает 2000 евро). Взыскание является добровольным и ограничено 8 месяцами со дня регистрации требования об исполнении.

Наложение ограничений на должника

Судья исполнительного производства может оформить приказ о наложении следующих ограничений:

- ограничение на выдачу заграничного паспорта или на его продление. Данная мера применяется в случае отказа должника от сдачи своего загранпаспорта или иных проездных документов. В этом случае руководитель Управление по осуществлению судебных решений и взысканий вправе выдать ордер на задержание должника до сдачи этих документов (на срок до 7 дней).

Данное ограничение не будет наложено, если руководитель Управлениея по осуществлению судебных решений и взысканий будет убежден, что выезд из Израиля требуется для лечения должника или членов его семьи.

При снятии ограничения должника незамедлительно выпускают из страны, и не позднее 24 часов с момента снятия ограничения соответствующее сообщение направляется всем задействованным лицам, должнику и кредитору (взыскателю).

- о запрете на выезд из страны. Если у руководителя Управления по осуществлению судебных решений и взысканий есть основания полагать, что должник планирует выезд из страны, не погасив присужденный долг или не обеспечив его погашение, он имеет право наложить запрет на выезд должника из страны, выдачу ему загранпаспорта или других проездных документов. Если руководитель Управления уже выдал платежное поручение и должник его исполняет, то основания для запрета на выезд из страны отсутствуют, если только выезд должника из страны не будет являться препятствием для осуществления исполнительного производства по делу.

- на банковские счета («клиент со специальными ограничениями»);

- на использование кредитных карточек. В соответствии с положениями Закона о платежных картах от 1986 г. должник уведомляется об окончании договора пользования платежной картой. Сообщение об этом посылается эмитенту установленным способом, и срок получения данного сообщения будет считаться сроком окончания договора.

- на организацию корпорации или ограничение на право являться заинтересованной стороной;

- на водительские права или на право их получения. Должник также может быть ограничен в получении или обновлении водительских прав, однако данная мера не может быть применена, если для должника использование водительских прав является средством получения дохода, а также является необходимостью, если он является инвалидом, либо в его семье есть инвалид, зависящий от него.

В 2011 году было исполнено 22,874,174 ограничений в отношении третьей стороны, из них: на выезд из страны - 244307 (17%), на водительские права - 263527 (18%), на выдачу загранпаспорта - 243994 (17%), на регистратора компаний - 186376 (13%), связанных с деятельностью банков - 238621 (17%), в кредитной компании - 249471 (18%).2

 

1Статистические данные, отраженные в докладе руководителя Службы по исполнению судебных постановлений и взысканию штрафов Государства Израиль Д. Медиони на российско-израильском семинаре (ноябрь 2011 года)

2Статистические данные, отраженные в докладе руководителя Службы по исполнению судебных постановлений и взысканию штрафов Государства Израиль Д. Медиони на российско-израильском семинаре (ноябрь 2011 года)

 

Время создания/изменения документа: 05 апреля 2012 18:52 / 05 апреля 2012 18:55

Версия для печати