Вознаграждение судебного пристава-исполнителя: зарубежный опыт и российская действительность

Научно-практический журнал «Современное право», № 10, 2011 год.

 

Елисеева Мария Николаевна

ведущий консультант отдела международного

сотрудничества и организации исполнения

международных обязательств Правового управления

Федеральной службы судебных приставов

 

В настоящее время институт выплаты вознаграждения судебному приставу-исполнителю, обеспечившему реальное и своевременное исполнение исполнительного документа, представляет огромный интерес как в теоретическом, так и практическом плане, особенно в части совершенствования законодательства Российской Федерации о судебных приставах и об исполнительном производстве.

Вместе с тем, на наш взгляд, изучение данного института невозможно без рассмотрения законодательства ряда зарубежных стран, а также актов международных организаций, в частности, Совета Европы.

Так, в 2003 и 2009 гг. Комитетом Министров Совета Европы и Европейской комиссией по эффективности правосудия Совета Европы соответственно были приняты Рекомендации, затрагивающие, в том числе, вопросы выплаты лицам, состоящим на государственной службе и ответственным за принудительное исполнение судебных и иных решений, вознаграждения за их работу.

Например, Рекомендация № 17 от 09.09.2003 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам о принудительном исполнении в качестве одного из руководящих принципов принудительного исполнения закрепляет следующее: «Состоящие на государственной службе служащие, ответственные за принудительное исполнение, должны иметь нормальные условия работы, достаточные материальные ресурсы и вспомогательный персонал. Им должно предоставляться достойное вознаграждение за их работу».

В данном случае государствам, в которых судебные исполнители являются государственными служащими, рекомендуется предоставить им надлежащие условия труда (к примеру, помещения, транспортные средства и оргтехнику), адекватные физические ресурсы (т.е. достаточное количество исполнителей для регулирования и осуществления исполнительного производства) и вспомогательный (административный) персонал. Эффективное исполнение судебных и иных решений требует определенной степени финансовых обязательств.

Таким образом, исходя из смысла указанного принципа, государственные судебные исполнители должны получать адекватное вознаграждение за свою работу, соответствующее их роли и возложенным на них обязанностям.

Аналогичный принцип закреплен и в Методических рекомендациях (Руководстве) № 11 от 17.12.2009 Европейской комиссии по эффективности правосудия Совета Европы относительно эффективного применения Рекомендации № 17 от 09.09.2003 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам о принудительном исполнении.

В пункте 4.4. данных Методических рекомендаций предусмотрено, что: «Состоящие на государственной службе служащие, ответственные за принудительное исполнение, должны получать достойную заработную плату (вознаграждение) в зависимости от их уровня образования, опыта работы и выполняемых ими обязанностей». Следовательно, государство должно гарантировать судебным исполнителям соответствующую оплату труда в зависимости от их уровня подготовки, опыта и степени сложности выполняемых ими задач.

Необходимо отметить, что институт выплаты вознаграждения судебному приставу-исполнителю закреплен в законодательстве ряда государств Ближнего и Дальнего Зарубежья, в том числе, в странах Европейского Союза.

В Республике Беларусь в соответствии с пунктом 17 и главой 18 «Порядок выдачи вознаграждения судебному исполнителю» Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20.12.2004 № 40, при принудительном совершении действий по имущественным взысканиям согласно определению суда с должника дополнительно взимается 5 % от каждой взысканной судебным исполнителем суммы. Эти средства зачисляются на депозитный счет соответствующего районного (городского), областного, Минского городского суда. Районный (городской) суд в течение 3-х банковских дней направляет указанные денежные средства на счет соответствующего управления юстиции.

Управлениями юстиции названные денежные средства используются для вознаграждения судебных исполнителей, а также для улучшения материально-технической базы судов.

Выплата денежного вознаграждения судебному исполнителю осуществляется на основании приказа начальника управления юстиции.

При этом судебному исполнителю, обеспечившему реальное и своевременное исполнение исполнительного документа, из этих средств выплачивается вознаграждение в размере не более 10-ти базовых величин.

В случае частичного исполнения исполнительного документа по независящим от судебного исполнителя причинам вознаграждение выплачивается в размере до 5-ти базовых величин.

Вознаграждения, подлежащие выплате судебному исполнителю, выплачиваются по каждому отдельно взятому исполнительному производству и регистрируются в книге учета.

Представление начальнику соответствующего управления юстиции на выплату вознаграждения судебному исполнителю, взыскавшему средства, вносит председатель соответствующего суда.

Представление должно содержать данные об общем размере вознаграждения и его обоснование. В обосновании отражается:

- в чем заключается сложность исполнительных действий;

- срок исполнения исполнительного производства;

- сумма взысканных судебным исполнителем средств и сумма выданного ранее вознаграждения по конкретному исполнительному производству;

- количество исполненных исполнительных производств, сумма взысканных судебным исполнителем средств и сумма пятипроцентных средств взысканных расходов по исполнению с нарастающим итогом с начала года;

- размер вознаграждения, предлагаемый к выплате судебному исполнителю по конкретному исполнительному производству.

Суммы денежного вознаграждения, как правило, выплачиваются судебному исполнителю вместе с выплатой заработной платы за вторую половину месяца.

Из сумм начисленного денежного вознаграждения производятся отчисления в размере, определенном законодательством.

Ответственность за правильную выдачу судебным исполнителям денежного вознаграждения возлагается на председателей судов и начальников управлений юстиции.

В Азербайджанской Республике согласно статье 86 «Поощрение исполнительного чиновника» Закона Азербайджанской Республики от 27.12.2001 № 243-IIQ «Об исполнении» исполнительный чиновник, образцово выполняющий должностные обязанности, может быть награжден по правилам, определенным соответствующим органом исполнительной власти (Министерство юстиции Азербайджанской Республики) денежным вознаграждением на сумму, не превышающую пятикратного размера заработной платы.

Награда выплачивается из специального фонда исполнительных чиновников.

Также к компетенции указанного фонда относится решение вопросов технического обеспечения исполнительных чиновников.

На основании статьи 98 Закона Республики Таджикистан от 20.03.2008 № 373 «Об исполнительном производстве» судебный исполнитель, обеспечивший реальное и своевременное исполнение исполнительного документа, получает вознаграждение в размере 5 % от взысканной им суммы или стоимости имущества, но не более 10-ти минимальных размеров оплаты труда, а по исполнительному документу неимущественного характера не более 5-ти минимальных размеров оплаты труда.

В случае частичного исполнения исполнительного документа по не зависящим от судебного исполнителя причинам вознаграждение выплачивается пропорционально взысканной сумме.

Указанная сумма выплачивается судебному исполнителю из фонда развития исполнительного производства.

Статья 91 Закона Кыргызской Республики от 18.03.2002 № 39 «Об исполнительном производстве и о статусе судебных исполнителей в Кыргызской Республике» закрепляет, что из суммы, взысканной с должника в качестве исполнительского сбора, 50 % направляются на выплату денежного вознаграждения судебным исполнителям подразделения службы судебных исполнителей, обеспечившего исполнение исполнительного документа, а также на развитие исполнительного производства.

Вопрос о распределении и выплате денежного вознаграждения судебным исполнителям решается Главным судебным исполнителем Кыргызской Республики или главным судебным исполнителем области.

Размер выплачиваемого судебным исполнителям денежного вознаграждения не может превышать 25 ставок минимальной оплаты труда, установленной в Кыргызской Республике.

Согласно статье 47 Закона Украины от 21.04.1999 № 606-XIV «Об исполнительном производстве» (в ред. Закона от 07.07.2010 № 2453-VI) государственный исполнитель (судебный исполнитель), который обеспечил реальное, своевременное и законное исполнение исполнительного документа, за счет взысканного с должника исполнительского сбора получает вознаграждение в размере 2-х % взысканной им суммы или стоимости имущества, но не больше 30-ти необлагаемых минимумов доходов граждан, а по исполнительному документу неимущественного характера - не больше 5-ти необлагаемых минимумов доходов граждан.

Государственный исполнитель, который обеспечил законное и своевременное принудительное исполнение решения о выселении должника (прим., срок выполнения решения о принудительном выселении составляет 15 дней), получает вознаграждение за счет кредитора (взыскателя) в размере 2-х % от взысканной им суммы или стоимости имущества (цены реализации имущества, на которое было обращено взыскание в соответствии с Законом), но не больше трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан.

В Федеративной Республике Германия вознаграждение (гонорар, заработная плата) судебного исполнителя зависит от его возраста, полученным сертификатам, выслуге лет, семейного положения и возможного пособия на детей. Фиксированная месячная сумма вознаграждения составляет максимум 3 000 евро. Кроме этого, определенные предоставленные услуги компенсируются на сумму, которая в среднем составляет 400 евро. В дополнение, понесенные расходы также компенсируются. Компенсация за километраж наезда на автомобиле оплачивается за расчетное расстояние. Это также относится к фактическим издержкам за почтовые отправления, стоимость персонала, транспортные расходы и т.д.

В Федерации Боснии и Герцеговины заработная плата (вознаграждение) судебных исполнителей, состоящих при судах, определяется Законом «О государственной службе» и зависит от системы классификации и опыта работы.

Кроме этого, судебному исполнителю компенсируются расходы на транспорт (включая от места проживания до места работы и обратно), оплачиваются больничные листы, расходы на образование, выплачивается надбавка в связи с выходом на пенсию и т.д. Выплата премий и их размер зависят от суда или судебного округа (района), при котором состоит судебный исполнитель, а также экономической ситуации и бюджета данного округа.

В соответствии с законодательством Латвийской Республики об исполнительном производстве и о судебных исполнителях за каждое исполнительное действие судебный исполнитель независимо от государственной пошлины получает вознаграждение. Размер вознаграждения определен в соответствии с установленными таксами, превышение которых запрещается.

Законодательство Эстонской Республики об исполнительном производстве к расходам по совершению судебным исполнителем исполнительных действий относит: плату за возбуждение исполнительного производства; плату с взыскиваемой суммы (в среднем 10 %); дополнительные платы за исполнительные действия, например, за действие по аресту движимого имущества - 0,5 %, продажу под контролем судебного исполнителя - 1 %, продажу на аукционе - 3 %; действия с установленным тарифом.

Оплата труда судебного исполнителя:

- минус расходы;

- заработная плата работников бюро и налоги;

- расходы на содержание бюро;

- транспортные средства и т.д.

Оставшаяся сумма (минус налоги) составляет доход (гонорар) судебного исполнителя.

Статья 38 Закона Республики Молдова от 17.06.2010 № 113 «О судебных исполнителях» закрепляет, что судебный исполнитель имеет право на вознаграждение за свой труд и на возмещение расходов, связанных с его деятельностью.

В статье 39 данного Закона предусмотрено, что гонорар выплачивается судебному исполнителю в случае полного или частичного погашения обязательства, предусмотренного исполнительным документом. Размер гонорара устанавливается Исполнительным кодексом Республики Молдова.

Судебные исполнители могут вести переговоры со взыскателем о полной или частичной выплате гонорара авансом, однако не могут обусловливать исполнение исполнительных документов авансовой выплатой гонорара.

Судебный исполнитель обязан располагать банковским счетом для поступления гонораров.

Следует отметить, что в Исполнительном кодексе Республики Молдова от 24.12.2004 № 443 (в ред. от 02.07.2010) подробно регламентируется вопрос о вознаграждении (гонораре) судебного исполнителя.

Так, гонорар судебного исполнителя относится к расходам по исполнению судебных актов (статья 36 Кодекса).

Статья 38 Кодекса закрепляет следующие положения.

Если законом не предусмотрено иное, гонорар судебного исполнителя взыскивается с должника на основании вынесенного судебным исполнителем определения во всех случаях полного или частичного погашения обязательства, установленного в исполнительном документе, или прекращения исполнительного производства.

Для исполнительных документов денежного характера гонорар судебного исполнителя рассчитывается в процентном отношении к сумме погашенного долга следующим образом:

- по суммам, не превышающим 100 000 леев (прим., 1 лей = 24 руб.), гонорар составляет 10 % от погашенной суммы. Во всех случаях, за исключением исполнительных документов о взыскании периодических платежей и штрафов, гонорар должен составлять не менее 500 леев. В случае исполнительных документов о взыскании штрафов гонорар должен составлять не менее 200 леев;

- по суммам от 100 001 лея до 300 000 леев гонорар составляет 10 000 леев плюс 5 % от суммы, превышающей 100 001 лей;

- по суммам, превышающим 300 000 леев, гонорар составляет 20 000 леев плюс 3 % от сумм, превышающих 300 000 леев.

Размер гонорара за исполнительные документы неденежного (неимущественного) характера устанавливается в соответствии с приложением к Кодексу.

В случае прекращения исполнительного производства выплата гонорара производится следующим образом:

1) в случае, если между взыскателем и должником заключено мировое соглашение, гонорар выплачивается должником с применением коэффициента 0,7 к обычному размеру гонорара;

2) в случае, если решение или определение, на основании которого выдан исполнительный лист, отменено судебным решением, вступившим в законную силу, гонорар выплачивается взыскателем;

3) в случае смерти взыскателя, признания его безвестно отсутствующим или объявления его умершим, когда требование не допускает правопреемства, гонорар выплачивается должником исходя из размера долгового обязательства;

4) в случае смерти должника, признания его безвестно отсутствующим или объявления его умершим, когда обязательство не может перейти к правопреемникам должника, гонорар выплачивается правопреемниками исходя из размера долгового обязательства;

5) в случае, если взыскатель отказался от исполнения, гонорар выплачивается взыскателем исходя из размера требования.

Следует отметить также, что в случае объединения исполнительных производств, гонорар, причитающийся за каждое отдельное исполнение, распределяется между судебными исполнителями следующим образом: ¾ принадлежат исполнителю, передавшему исполнительный документ, ¼ - исполнителю, принявшему документ.

В случае если до применения мер принудительного исполнения стороны исполнительного производства заключают мировое соглашение, судебному исполнителю полагается гонорар в размере 50 % гонорара, установленного при исполнении исполнительного документа в полном объеме. В остальных случаях размер гонорара не может быть менее 70 %.

В Королевстве Нидерландов, поскольку судебные исполнители фактически являются независимыми предпринимателями, они получают свое вознаграждение из дохода, полученного благодаря своей деятельности в качестве судебного исполнителя. Существует тариф для официальных действий, который устанавливается Министерством юстиции Королевства Нидерландов.

Следует отметить, что на практике судебные исполнители зачастую получают часть суммы, взысканной в процессе исполнения решения суда.

Во Французской Республике для официальных действий судебных исполнителей установлены фиксированные расценки (тарифы), но в особых случаях (в случае срочности) могут применяться более высокие расценки. В принципе, за услуги судебного исполнителя все платят одинаково, вне зависимости от его местоположения.

К вознаграждениям в исполнительном производстве относятся:

затраты (расходы) в исполнительном производстве: состоят из исполнительского сбора ( = сборы в исполнительном производстве) и каких-либо вознаграждений (бонусов), оплачиваемых взыскателем судебному исполнителю в форме гонорара (платы за услуги);

сборы в исполнительном производстве: расходы (затраты, сборы) непосредственно в процессе исполнения, т.е. это общая сумма денежных средств, затраченных на каждое исполнительное действие судебным исполнителем в процессе исполнительного производства;

вознаграждение (гонорар): сумма, оплачиваемая только взыскателем судебному исполнителю в случае удовлетворения его требований.

При этом размер вознаграждения может быть определен в договоре, устанавливаться заранее (фиксированная сумма) или запрещен.

Система вознаграждений, имеющих отношение к исполнительному производству, включает в себя: прайс - лист (прейскурант, каталог цен); сборы за составление документов / услуги - принудительное исполнение / управление; дополнительные копии документов; транспортные расходы (затраты).

Законом Республики Казахстан от 02.04.2010 № 261-IV «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» предусмотрено следующее: сумма оплаты деятельности частного судебного исполнителя, уплачиваемая по окончании исполнительного производства, устанавливается в размере 10 % от взысканной суммы или стоимости имущества или 10-ти месячных расчетных показателей с физических лиц и 20-ти месячных расчетных показателей с юридических лиц по исполнительным документам неимущественного характера.

Данная сумма выплачивается только в случае полного или частичного исполнения исполнительного документа. Если исполнительный документ денежного характера исполнен частично, то частный судебный исполнитель взыскивает только часть вознаграждения, пропорциональную взысканной сумме.

Сумма оплаты деятельности частного судебного исполнителя, уплачиваемая по окончании исполнительного производства, в случае добровольного исполнения исполнительного документа составляет 30 % от полной суммы оплаты деятельности частного судебного исполнителя. Тарифы оплаты деятельности частного судебного исполнителя утверждаются Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа, согласованному с Республиканской коллегией частных судебных исполнителей.

В Республике Болгария за совершение частным судебным исполнителем исполнительных действий уплачиваются сборы, определяемые по тарифам, утвержденным Советом министров Республики Болгария по предложению Министра правосудия по согласованию с Палатой частных судебных исполнителей.

Предусматривается внесение авансовой платы и выплата дополнительных вознаграждений. Выделяются так называемые «обыкновенный», «пропорциональный» и «дополнительный» сборы. Обыкновенная такса определяется по утвержденным тарифам и не зависит от материального интереса, пропорциональная такса определяется в процентах от взыскиваемой суммы и имеет минимальный и максимальный размер. Дополнительная такса взимается за совершение исполнительных действий в выходные и праздничные дни в размере 50 % от установленного сбора по данному виду исполнительных действий.

Каждый частный судебный исполнитель имеет как минимум три банковских счета: счет, на который поступают денежные средства, взысканные с должника; счет, на который поступают денежные средства со взыскателей (авансовая плата, сборы) и дополнительный счет.

В соответствии с Законом Республики Албания от 18.01.2001 № 8730 «Об организации и деятельности Службы судебных исполнителей» вознаграждение (заработная плата) государственных судебных исполнителей состоит из следующих компонентов: основная заработная плата, надбавки к заработной плате и специальная компенсация (собственно вознаграждение), зависящая от результатов деятельности по принудительному исполнению.

Размер основной заработной платы и надбавок к ней определяется решением Комитета Министров Республики Албания, а размер специальной компенсации - приказом Министра юстиции Республики Албания.

В Российской Федерации, к сожалению, на сегодняшний день такой механизм мотивации к своевременному и полному исполнению требований исполнительных документов судебным приставом-исполнителем как выплата соответствующего вознаграждения не применяется.

Вместе с тем институт выплаты вознаграждения судебному приставу-исполнителю за исполнение исполнительных документов по отдельным категориям исполнительных производств не является новым для российской правовой системы. Данный институт существовал и активно применялся в советское и постсоветское время.

Так, на основании распоряжения СНК СССР от 27.06.1941 № 5982-с судебные исполнители, производящие взыскания в пользу государственных, кооперативных и общественных организаций по делам о растратах и хищениях, получали право на вознаграждение в размере 5-ти % от взысканных сумм. Инструкциями НКЮ СССР, а затем Минюста СССР устанавливался порядок выплаты таких вознаграждений. В частности, в Инструкции об исполнительном производстве, утвержденной приказом Минюста СССР от 15.11.1985 № 22, существовал специальный раздел «Выплата премиального вознаграждения судебным исполнителям за работу по взысканию денежных сумм в возмещение ущерба», посвященный этому вопросу.

В связи с этим предусматривалось, что премиальное вознаграждение выплачивалось судебному исполнителю из сумм, взысканных в пользу государственных, кооперативных и общественных организаций и в доход государства в возмещение ущерба; из сумм, взысканных им при исполнении приговора в части возмещения ущерба по уголовным делам, а также при исполнении им решений по гражданским делам, вытекающим из уголовного дела, при оставлении гражданского иска в уголовном процессе без рассмотрения и при предъявлении иска в гражданском порядке в связи с прекращением уголовного дела (пункты 268, 270 и 271 Инструкции 1985 г.).

Кроме этого, в указанной Инструкции закреплялось, что при передаче судебным исполнителем взыскателю имущества в натуре взыскатель вносил на депозитный счет народного суда (прим., судебные исполнители в то время состояли при судах) для выплаты премиального вознаграждения денежные суммы в размере 5-ти % от стоимости переданного имущества.

Денежные суммы, подлежавшие выплате судебному исполнителю в качестве премиального вознаграждения, выдавались с данного депозитного счета по чеку на имя судебного исполнителя, подписанному судьей.

При этом ответственность за правильную выдачу судебным исполнителям премиального вознаграждения возлагалась на председателей районных (городских) народных судов и народных судей.

Следует отметить, что премиальное вознаграждение, выплаченное судебному исполнителю в связи с исполнением им приговора или решения, вступившего в законную силу, но впоследствии отмененного или измененного в порядке надзора, обратному взысканию не подлежало.

Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.10.1989 № 896 «Об улучшении материального обеспечения работников судов, органов прокуратуры и государственных нотариальных контор» судебным исполнителям за счет должника выплачивалось вознаграждение в размере 5-ти % от взысканных в государственный бюджет, а также в пользу государственных, кооперативных и других общественных предприятий и организаций и граждан по уголовным, гражданским делам, административным производствам и исполнительным надписям органов нотариата сумм.

Аналогичный институт был закреплен и в Федеральном законе от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». Так, в соответствии со статьей 89 данного Закона судебный пристав-исполнитель, обеспечивший реальное и своевременное исполнение исполнительного документа, получал вознаграждение в размере 5-ти % от взысканной им суммы или стоимости имущества, но не более 10-ти минимальных размеров оплаты труда, а по исполнительному документу неимущественного характера - 5-ти минимальных размеров оплаты труда.

В случае частичного исполнения исполнительного документа по независящим от судебного пристава-исполнителя причинам вознаграждение выплачивалось пропорционально взысканной сумме.

При этом указанная сумма выплачивалась судебному приставу-исполнителю из внебюджетного фонда развития исполнительного производства.

Необходимо отметить, что данный внебюджетный фонд формировался за счет изъятых у должника-организации денежных средств в рублях, а также за счет суммы исполнительского сбора (30 % от указанной суммы отчислялись в федеральный бюджет, а остальная сумма поступала во внебюджетный фонд).

Однако в 2004 году в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внебюджетный фонд развития исполнительного производства был упразднен, а статья 89 «Вознаграждение судебного пристава-исполнителя» Федерального закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» - признана утратившей силу.

В свою очередь, действующий Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не предусматривает выплату вознаграждения судебному приставу-исполнителю за реальное и своевременное исполнение исполнительного документа.

Таким образом, по-нашему мнению, вопрос о возобновлении данного института в законодательстве Российской Федерации о судебных приставах и об исполнительном производстве, в том числе, исходя из степени нагрузки судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов имущественного и неимущественного характера, совокупности выполняемых ими прав и обязанностей, а также ответственности и других критериев, на сегодняшний день является крайне актуальным, и его необходимо рассматривать в ходе проводимой Федеральной службой судебных приставов работы по совершенствованию законодательства об исполнительном производстве.

 

Время создания/изменения документа: 03 ноября 2011 09:50 / 03 ноября 2011 09:53

Версия для печати