Организация структуры органов принудительного исполнения Финляндской Республики

Журнал «Юридический мир», № 5, 2010.

 

Сазанов Сергей Владимирович
первый заместитель директора Федеральной службы судебных приставов – первый заместитель главного судебного пристава Российской Федерации, кандидат юридических наук

Могилёва Инна Юрьевна
ведущий консультант отдела международного сотрудничества и организации исполнения международных обязательств Правового управления Федеральной службы судебных приставов

 

Российская Федерация и Финляндская Республика являются сопредельными государствами, которые объединяет общая история, правовое взаимодействие и географическое расположение.

Прежде чем говорить об особенностях современной организации структуры органов принудительного исполнения Финляндии, хотелось бы остановиться на истории становления и развития системы принудительного исполнения данного государства.

До принятия первых специальных законов об исполнительном производстве в 1669 и 1774 годах, в Шведско-Финляндском государстве принудительное исполнение осуществлялось судами первой инстанции. Принятые законы позволили разграничить судебную власть от исполнительной, в связи с чем, функции по принудительному исполнению были возложены на органы общего государственного управления. Вплоть до 1996 года принудительное исполнение осуществляли лейсманы (начальники местной полиции), на которых также возлагались функции полиции и прокурора.

Значительная реформа местных органов принудительного исполнения была проведена в Финляндской Республике в 1996 году, в связи с чем функции по принудительному исполнению были возложены на Службу принудительного исполнения, созданную при Министерстве юстиции Финляндской Республики.

Спустя четырнадцать лет система органов принудительного исполнения Финляндии вновь подверглась реформированию, в результате которой был создан новый орган исполнительной власти, а именно - Государственная служба принудительного исполнения Финляндской Республики, приступившая к своей работе с 1 января 2010 года.

Следует отметить, что в Финляндской Республике как и в Российской Федерации действует государственная система принудительного исполнения.

Государственная служба принудительного исполнения Финляндии является самостоятельным органом исполнительной власти, подведомственным Министерству юстиции Финляндской Республики, которое осуществляет координацию и контроль за деятельностью Службы, стратегическое планирование и стратегическое управление, разработку законодательства, относящегося к сфере деятельности Службы, а также планирование бюджета.

Служба самостоятельно занимается своим административным управлением, осуществляет контроль и надзор в установленной сфере деятельности.

Основными задачами Службы является организация принудительного исполнения судебных актов, вынесенных по обязательствам или запретам в области частного права, а также взыскание в принудительном порядке публичноправовых платежей, таких как налоги, штрафы и пр.

Иных обязанностей у Службы не имеется, в то время как в Российской Федерации на органы принудительного исполнения, помимо исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, также возложены функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Необходимо заметить, что структура органов принудительного исполнения Финляндской Республики схожа со структурой органов принудительного исполнения Российской Федерации.

Так например, Государственная служба принудительного исполнения Финляндии, как и Федеральная служба судебных приставов России, состоит из центрального аппарата и подведомственных ему территориальных органов.

Возглавляет Службу руководитель, назначаемый на должность Государственным Советом (Правительством).

Руководитель Службы осуществляет непосредственное руководство Службой, назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы, в пределах своих полномочий регулирует вопросы организации деятельности Службы путем издания приказов и распоряжений.

В Финляндской Республике имеется 22 территориальных органа принудительного исполнения, руководителем каждого из которых является старший окружной судебный исполнитель, назначаемый на должность руководителем Государственной службы принудительного исполнения.

Территориальный орган имеет свой район деятельности (округ), в пределах которого осуществляется функции принудительного исполнения. Этот район определяется в соответствии с делением страны на округа. Округ представляет собой единицу местного государственного управления.

На один округ приходится от 2 до 9 отделов принудительного исполнения, в зависимости от масштаба округа. Возглавляют отделы окружные судебные исполнители (по аналогии с Российской системой -старшие судебные приставы), общей численностью 84 человека по всей стране, которые также назначаются на должность Государственной службой принудительного исполнения.

Окружные судебные исполнители организуют работу отдела, обеспечивают, чтобы подчиненные им должностные лица (судебные исполнители и канцелярские работники), надлежащим образом и в соответствии с законом исполняли возложенные на них обязанности, а также выполняли их распоряжения.

В общем по стране насчитывается около 650 судебных исполнителей, у которых нет личных ассистентов, однако в канцелярии работает «персонал-опора» исполнителей (также порядка 650 человек по стране). Сейчас в отделах принудительного исполнения Финляндии основано действие "поддержка исполнения", т. е. когда работники канцелярии уполномочены выполнять некоторые действия, которые раньше выполняли судебные исполнители. Эти задания, например, связаны с контролем правильности взыскания заработной платы.

На должность окружного судебного исполнителя может быть назначен гражданин Финляндии, имеющий степень бакалавра или магистра юриспруденции, который хорошо знаком с исполнительным производством или же при осуществлении других обязанностей приобрел навыки, или имеет квалификацию, необходимую для успешной работы в данной должности. Дополнительными условиями для назначения на должность старшего окружного судебного исполнителя являются хорошие лидерские качества и умение руководить практической работой подчиненных по осуществлению исполнительного производства.

Основным законодательным актом, регулирующим исполнительное производство в Финляндской Республике, является Кодекс об исполнительном производстве, определяющий условия и порядок принудительного исполнения.

Типичными частноправовыми основаниями для принудительного исполнения являются:

  • денежные обязательства (требования банков, иные решения, содержащие требования о доставке товаров, возмещении вреда и прочие);
  • обязательства по содержанию детей или передачи ребенка лицу, ответственному за его уход, опеки и права посещения;
  • обязательства по передаче недвижимого или движимого имущества другому лицу;
  • обязательство передать во владение другому лицу недвижимость, здание, жилые помещения, иные помещения или их части, либо обязательство освободить помещение (выселение);
  • обязательство совершить определённые действия;
  • запрет совершать определённые действия и обязательство разрешить другому лицу совершать определённые действия.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению возлагается на судебных исполнителей, однако окружные судебные исполнители могут передавать обязанности, возложенные на подчиненных, иным подчиненным должностным лицам или выполнять их самостоятельно.

В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный исполнитель вправе совершать следующие действия:

  • принимать меры к поиску имущества должника и установлению его местонахождения;
  • запрашивать необходимую информацию, документы у сторон исполнительного производства, третьих лиц, организаций, государственных органов;
  • производить допрос лиц, на которых лежит обязанность предоставить информацию;
  • осуществлять обыск в зданиях, местах хранения, транспортных средствах и других помещениях, принадлежащих должнику либо третьим лицам, если есть основания полагать, что помещение, которым владеет или пользуется третье лицо, содержит имущество, принадлежащее должнику. Обыск может осуществляться также по месту жительства должника без его согласия, если имеются основания полагать, что у должника может быть обнаружено имущество, и судебный исполнитель не смог иным образом найти достаточное количество активов, принадлежащих должнику. Данные действия также применяются к третьему лицу, если есть очень веские основания полагать, что в месте проживания третьего лица имеется имущество, принадлежащее должнику. В этом случае третьей стороне должна быть предоставлена возможность сдать такое имущество добровольно;
  • производить обыск лиц (должника, третьих лиц, имеющих при себе имущество должника), с целью выявления имущества незначительной ценности, которое может находиться в одежде;
  • налагать арест на имущество должника;
  • проводить оценку арестованного имущества;
  • обеспечивать охрану арестованной собственности должника;
  • уведомлять регистрационные органы об изъятой собственности, недвижимом имуществе, зарегистрированном специальном праве и прочем имуществе, которое может быть помещено под залог;
  • взимать издержки по затратам, понесенным за транспортировку, хранение, продажу имущества или других принудительных мер, принятых судебным исполнителем в процессе исполнительного производства.

Следует обратить внимание на действия, которые отнесены к исключительной компетенции окружных судебных исполнителей.

Так например, окружной судебный исполнитель вправе:

  • принимать решения об отмене принудительного исполнения, в случае, если решение, по которому производилось исполнение, отменено или утратило силу;
  • выносить решения о принятии обеспечения в форме залога или поручительства;
  • принимать решения о привлечении эксперта, если для этого имеется особое основание, например с целью проверки бухгалтерской документации;
  • принимать решения об аресте совместной собственности;
  • принимать решения о возможности принудительного привода лиц (с помощью полиции) на допрос к судебному исполнителю, в случае, если лицо, на которое возлагается обязанность предоставить необходимую информацию, игнорирует повестки судебного исполнителя;
  • реализовывать арестованную недвижимость, транспортные средства, акции акционерного общества, которые дают право на владение помещением или зданием, на коллективное владение объектом собственности или иным имуществом, если на это имущество распространяется ипотечное кредитование, залог и другие аналогичные права обеспечения;
  • обнародывать цены на реализуемое имущество;
  • принимать решения об угрозе наложения штрафа и обращения в суд для вынесения решения о наложении штрафа;
  • издавать распоряжения по оспариваемым принудительным взысканиям, а также по отсрочке исполнения взысканий;
  • принимать решения о принудительном исполнении судебных актов об установлении алиментов на ребёнка и о праве посещения.

Необходимо отметить, что в Финляндской Республике, в отличие от Российской Федерации, органы принудительного исполнения наделены полномочиями по реализации арестованного имущества должников, как самостоятельно, так и с привлечением для этих целей соответствующих организаций и фирм. Полномочия, наделяющие Службу самостоятельно реализовывать имущество должников, в конечном счете способствуют эффективности исполнения судебных актов.

Помимо этого, в процессе исполнительного производства органы принудительного исполнения Финляндии активно используют информационные технологии. Весь исполнительный процесс осуществляется на основе информационной системы взысканий, поддерживаемой с помощью автоматической обработки данных, что в свою очередь облегчает и ускоряет процесс принудительного исполнения и обеспечивает доступ к информационным данным в отношении должника.

Данная информационная система создана в целях управления функциями, возложенными на органы власти и предназначена для использования национальными органами принудительного исполнения.

Стороны исполнительного производства регулярно информируются через информационную систему принудительных взысканий о полученных суммах по делу о принудительном взыскании и других сопутствующих факторах.

Информационная система включает в себя реестр принудительных взысканий, который поддерживается и управляется для выполнения задач

органов принудительного исполнения, и состоит из национального каталога и локально поддерживаемых реестров.

Цель информационной системы и реестра принудительных взысканий заключается в содействии эффективности управления, руководства, инспектирования и надзорных функций по управлению исполнительным производством, а также ведению статистики.

Обработка секретных данных органами принудительного исполнения может осуществляться только в той мере, в которой это необходимо.

Доступ судебных исполнителей к данным иных органов государственной власти ускоряет процесс исполнения и оптимизирует процесс взаимодействия с этими органами.

Персональные данные в Финляндской Республике являются публичными и могут предоставляться по запросу и за определенную плату. Любое лицо имеет право получить от местных органов принудительного исполнения выписку из реестра принудительных взысканий в отношении лица, указанного им в качестве ответчика по делу о принудительном взыскании.

Необходимо отметить, что в Финляндской Республике на частной основе осуществляют деятельность коллекторские агентства, действующие на основании Закона «О взыскании задолженности», который не относится к деятельности органов принудительного исполнения.

В соответствии с данным Законом коллекторские агентства наделены правом применять меры, направленные на достижение добровольного исполнения должником своих просроченных платежных обязательств, к которым можно отнести потребительскую задолженность, связанную с возвратом предпринимателю (организации) кредита, потребительских товаров. Иными словами можно сказать, что потребительская задолженность – это задолженность по потребительскому кредиту. Как правило, это сумма денежных средств, переданная кредитной организацией (банком) на определенных условиях физическому лицу (гражданину) для приобретения тех или иных товаров или услуг, расходов личного характера (плата за обучение, медицинское обслуживание и т.п.).

Взыскание задолженности может осуществляться как непосредственно кредитором, так и организацией, специализирующейся на взыскании задолженности.

Согласно Закону «О разрешении на коллекторскую деятельность» под специализированной организацией понимается организация, уполномоченная заниматься коллекторской деятельностью, и получившая в установленном порядке лицензию.

Данный Закон позволяет четко определить границы между принудительным исполнением и добровольным исполнением с помощью специализированных организаций.

В заключение хотелось бы отметить, что опыт финских коллег представляет значительный интерес и его позитивные моменты могли бы быть заимствованы и использованы в будущем при совершенствовании российского законодательства в сфере исполнительного производства.

Время создания/изменения документа: 26 июня 2011 15:59 / 25 сентября 2011 20:01

Версия для печати