Совершенствование законодательства Российской Федерации, затрагивающего деятельность Федеральной службы судебных приставов

Практика исполнительного производства, № 2, 2012.

 

Оленьчева А.Н.

заместитель начальника

отдела правового обеспечения

Правового управления ФССП России

 

Соколова Н.А.

главный специалист-эксперт

отдела правового обеспечения

Правового управления ФССП России

 

Совершенствование законодательной основы функционирования государственных органов в современных условиях, несомненно, актуально. Бесспорным представляется тот факт, что от состояния правовых норм, регулирующих деятельность Федеральной службы судебных приставов, напрямую зависит эффективность ее деятельности в сфере принудительного исполнения судебных и иных юрисдикционных актов.

В целях совершенствования порядка исполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц, закрепления за ФССП России новых функций в истекшем году были внесены значительные изменения в федеральные законы «Об исполнительном производстве», «О судебных приставах», а также иные законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие деятельность Службы.

Остановимся на анализе наиболее концептуальных новелл данных законов.

Особого внимания заслуживает Федеральный закон от 1 июля 2011 года № 196-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и статью 8 Федерального закона «О судебных приставах», в связи с принятием которого в настоящее времясозданы правовые основы для размещения общедоступной информации о ведении исполнительных производств в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Данная информация включается в сформированные на официальном интернет-сайте ФССП России в электронном виде банки данных исполнительных производств.

Таким образом, появилась возможность оперативного получения из банков данных ФССП России сведений о наименовании суда, другого органа или должностного лица, выдавшего исполнительный документ; дате принятия и номере исполнительного документа; дате возбуждения и номере исполнительного производства; сведениях о должнике. Это позволит каждому, кто имеет задолженность, оперативно узнать о ней и в установленные для добровольного исполнения сроки погасить ее.

Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» на Федеральную службу судебных приставов возложена ранее осуществлявшееся органами внутренних дел функция по исполнению постановлений суда о принудительном выдворении иностранных граждан, а также лиц без гражданства за пределы Российской Федерации.

Теперь исполнение постановлений о принудительном выдворении осуществляется непосредственно судебными приставами-исполнителями.

При этом на судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов возложена функция по препровождению на основании решения суда выдворяемых лиц в специальные учреждения, создаваемые органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также их препровождению до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Кроме того, вышеуказанным законом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен новым составом правонарушения, предусматривающим ответственность за незаконное использование слов «судебный пристав», «пристав» и образованных на их основе словосочетаний (статья 17.81). Составление протоколов, а также рассмотрение дел по данному составу административного правонарушения возложено на должностных лиц ФССП России.

В перечень должностных лиц и организаций, в наименованиях которых разрешается использование указанных слов и словосочетаний включены Федеральная служба судебных приставов, ее структурные подразделения и должностные лица, учреждения, обеспечивающие ее деятельность, а также профессиональные союзы судебных приставов, их структурные подразделения и должностные лица.

Соответствующие изменения КоАП РФ позволят решить существующую в настоящее время проблему злоупотребления использования коллекторскими агентствами в своих наименованиях слов «судебный пристав» и «пристав». Такие наименования позволяют указанным частным структурам ассоциироваться в восприятии граждан со службой судебных приставов, что приводит к нивелированию правильного понимания гражданами и организациями правового статуса ФССП России как единственного органа принудительного исполнения. Кроме того, некоторые коллекторские агентства при взыскания долгов применяют к должникам не вполне законные методы, что формирует в сознании граждан негативное отношение к Службе и ведет к дискредитации имиджа ФССП России.

В связи с декриминализацией деяний, квалифицирующихся действующей редакцией УК РФ как клевета и оскорбление КоАП РФ дополнен соответствующими составами правонарушений. При этом клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава в связи с производством предварительного расследования либо исполнением приговора суда, принудительным исполнением иного судебного акта, акта иного органа или должностного лица, а также в связи с обеспечением установленного порядка деятельности судов выделена в отдельный состав (статья 17.16 КоАП РФ).

Полномочия по составлению протоколов об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.16 КоАП РФ, возложены, в том числе на должностных лиц ФССП России. К компетенции судебных приставов отнесены также полномочия по доставлению физических лиц, оклеветавших судью, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лицо, производящее дознание, судебного пристава, в служебные помещения суда или органа внутренних дел в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения. Кроме того, в отношении указанных лиц судебными приставами может применяться административное задержание.

Одной из важнейших гарантий для обеспечения фактического исполнения требований исполнительных документов служит эффективная организация процесса розыска должников и их имущества. Это направление деятельности ФССП России является сегодня одним из перспективных, особенно в условия складывающейся социально-экономической ситуации, повышения правовой грамотности населения и попыток должников скрыть принадлежащее им имущество, для исключения возможности обращения на него взыскания.

Однако длительное время розыск должников и их имущества, а также розыск ребенка осуществлялся недостаточно эффективно, что во многом объяснялось недостатками правового регулирования указанной сферы. В первую очередь это касалось розыска должников – граждан, осуществление которого было отнесено к компетенции органов внутренних дел. Вместе с тем в системе органов внутренних дел не был определен орган, на который возложены соответствующие функции.

В связи с этим складывалась практика массового отказа органов внутренних дел принимать к исполнению постановления судебных приставов-исполнителей о розыске граждан. При этом для органов внутренних дел с учетом значительного объема возложенных на них задач, розыск граждан по исполнительным производствам никогда не являлся приоритетным направлением осуществлялся по остаточному принципу.

С января этого года ситуация в корне поменялась. В силу Федерального закона от 3 декабря 2011 года № 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на ФССП России в полном объеме возложены функции по розыску должников-граждан, розыску ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании ребенка, а также по розыску на основании судебного акта гражданина-ответчика по гражданскому делу. Розыск в рамках исполнительного производства может осуществляться на всей территории Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных международными договорами, также на территории иностранных государств.

Для проведения обозначенных розыскных мероприятий расширены полномочия судебных приставов-исполнителей, в частности им предоставлено право запрашивать сведения из банка данных оперативно-справочной, розыскной информации, Бюро кредитных историй, а в некоторых случаях на безвозмездной основе использовать возможности средств массовой информации. Кроме того, впервые у судебного пристава-исполнителя появилось право в процессе принудительного исполнения по заявлению взыскателя использовать информацию, полученную от детективных агентств.

Необходимо отметить, что судебный пристав-исполнитель вправе по своей инициативе или по заявлению взыскателя объявить розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, в связи со смертью кормильца и об отобрании ребенка.

По иным категориям исполнительных документов имущественного характера розыск должника объявляется, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в его отсутствие. Розыск должника и его имущества может быть также объявлен в случае если сумма требований по исполнительному производству в отношении должника превышает 10 000 рублей.

Федеральным законом закреплена обязанность сотрудников органов внутренних дел оказывать содействие судебным приставам-исполнителям при осуществлении ими розыскных мероприятий.

В целях оптимизации деятельности судебных приставов-исполнителей, сокращению временных затрат на розыск должника статья 13 Закона об исполнительном производстве, устанавливающая требования, предъявляемые к содержанию исполнительного документа дополнена новыми положениями. Теперь обязательными реквизитами исполнительного документа для должника-организации являются его наименование и место нахождения, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационного номер налогоплательщика. Кроме того, предусмотрено, что если должник является индивидуальным предпринимателем, обязательным требованием к исполнительному документу является наличие информации о дате и месте его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика. Корреспондирующие изменения внесены также в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Изменения внесены также в статью 33 Закона об исполнительном производстве. Теперь исполнительное производство, подлежащее передаче в другое подразделение судебных приставов, передается на исполнение в соответствующее подразделение судебных приставов, вместе с вынесенным судебным приставом-исполнителем постановлением о передаче исполнительного производства, подлинником исполнительного документа и материалами исполнительного производства без окончания, как это было предусмотрено ранее. При этом розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также ограничения, установленные для должника не отменяются.

Уточнены положения Закона об исполнительном производстве, касающиеся поручения судебного пристава-исполнителя в случае необходимости совершения отдельных исполнительных действий или применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются его полномочия. В этом случае поручение должно направляться в соответствующее подразделение судебных приставов одновременным в письменной форме и в электронной форме посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом на время исполнения поручения исполнительное производство может приостанавливаться.

Наряду с внесением изменений, обусловленных практической необходимостью, на законодательном уровне определено понятие исполнительных действий, которыми являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с Законом об исполнительном производстве действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Заслуживают внимания также изменения, затронувшие порядок обращения взыскания на имущественные права, в частности, конкретизирован установленный в статье 75 Закона об исполнительном производстве перечень имущественных прав, на которые судебный пристав-исполнитель вправе обратить взыскание, а действие статьи 76 того же закона распространено также на случаи обращения взыскания на принадлежащее должнику право получения денежных средств.

Положительное влияние на обеспечение сохранности арестованного имущества, в том числе исключение случаев незаконных действий должника в отношении имущества, подвергнутого описи и аресту, по нашему мнению, окажет закрепление возможности передачи на хранение такого имущества без заключения договора не только должнику, членам его семьи, но и взыскателю. Теперь в подразделении судебных приставов при условии обеспечения их сохранности могут храниться не только документы, подтверждающие наличие и объем имущественных прав должника, но также и его движимое имущество.

Кроме того, статья 99 Закона об исполнительном производстве дополнена новым положением, предусматривающим, что ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, за исключением суммы последнего периодического платежа.

Разумеется, совершенствование законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве при отсутствии действенных административных и уголовных средств обеспечения принудительного исполнения судебных и иных юрисдикционных актов не обеспечит их максимально эффективного исполнения.

В связи с этим в истекшем году при участии ФССП России подготовлены и в последующем приняты ряд законодательных актов, затрагивающих административную юрисдикцию должностных лиц службы судебных приставов.

Это, прежде всего, Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 225-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об исполнительном производстве». Данным законом в целях обеспечения принципа неотвратимости административной ответственности обеспечена возможность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также лиц, имеющих специальные или воинские звания (далее – военнослужащие).

До внесения данных изменений наказания, предусмотренные указанными статьями, к военнослужащим не применялись, поскольку они могли быть привлечены лишь к дисциплинарной ответственности за нарушение воинской дисциплины в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных сил Российской Федерации.

Данный закон устанавливает также такой порядок привлечения к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства об исполнительном производстве, при котором исключается возможность самостоятельного назначения судебным приставом-исполнителем административного наказания путем вынесения постановления по делу об административном правонарушении. В силу названных измененийдеятельность судебного пристава-исполнителя в сфере административной юрисдикции сводится теперь к составлению на общих условиях, предусмотренныхКоАП РФ, протоколов по делам об административных правонарушениях. Процессуальные решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности и назначение им наказания принимаются руководителями службы судебных приставов различных уровней (главным судебным приставом Российской Федерации, главными судебными приставами субъектов Российской Федерации, старшими судебными приставами). Такой порядок, безусловно, будет способствовать решению многих имеющихся в сфере административной юрисдикции службы судебных приставов организационных и правоприменительных проблем, в том числе более точному и полному учету административных правонарушений отнесенных к ведению ФССП России, повышению внутриведомственного контроля за их выявлением, минимизации коррупционных рисков и служебных злоупотреблений.

Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 225-ФЗ возлагает на должностных лиц ФССП России полномочия по осуществлению привода в суд лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении.Ранее указанные полномочия были возложены на органы внутренних дел. Данные новеллы обеспечили исключение дублирования функций разных федеральных органов исполнительной власти в целях сосредоточения функции по осуществлению приводов лиц, уклоняющихся от явки в суд, в рамках одного органа – ФССП России, осуществляющей в соответствии с действующим законодательством приводы в суды по гражданским и уголовным делам.

Нельзя также не отметить еще два важных законодательных акта, регулирующих административные правоотношения, участниками которых являются должностные лица службы судебных приставов: Федеральный закон 21 апреля 2011 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17.15 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 226-ФЗ «О внесении изменений в статьи 20.25 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Первым Федеральным законом внесены изменения в часть 1 статьи 31.9
КоАП РФ и в часть 7 статьи 21 Закона об исполнительном производстве, увеличивая срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания с одного года до двух лет. Названные изменения обусловлены требованиями правоприменительной практики, поскольку судебные приставы зачастую сталкивались с тем, что истекает срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания и им приходилось возвращать частично исполненный или неисполненный полностью исполнительный документ, что, разумеется, не способствовало неотвратимости административной ответственности.

Второй – направлен на мотивацию лиц, привлеченных к административной ответственности, к уплате административного штрафа в добровольном порядке, и увеличивает нижний предел административного штрафа до одной тысячи рублей за неуплату административного штрафа. Данным законом также вносятся изменения в часть 5 статьи 32.2 КоАП РФ и в статью 13 Закона об исполнительном производстве, обязывающие органы, уполномоченные рассматривать административные правонарушения, проставлять на постановлениях о наложении административного штрафа, отметки о неуплате должником штрафа и направлять его в течение трех суток судебному приставу-исполнителю для исполнения. Такой подход позволит исключить случаи возбуждения исполнительного производства в отношении лиц, которые уже уплатили административный штраф, что будет способствовать повышению эффективности системы исполнения постановлений о наложении административного штрафа.

Одним из приоритетных направлений деятельности Службы и гарантией соблюдения прав взыскателей является законодательное закрепление норм, побуждающих должников к добровольному исполнению своих обязательств. Наиболее действенным рычагом воздействия в этом случае является установление уголовной ответственности за ненадлежащее исполнение требований исполнительных документов.

Шагом на пути к совершенствованию уголовно-правых способов побуждения недобросовестных должников к исполнению требований судебных актов станет реализация Федерального закона от  07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Указанным законом с 1 января 2013 года вводится новый вид уголовной ответственности – принудительные работы, являющийся альтернативой лишению свободы и назначаемый на срок от двух месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

Данный вид наказания включен в санкции статей 157, 177, 315 УК РФ, которые законодательством отнесены к подследственности ФССП России.

Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. При этом в целях исполнения осужденным своих обязательств перед взыскателями по исполнительным документам и возмещения ущерба, причиненного преступлением, из заработной платы осужденного администрацией исправительного учреждения производятся удержания в пределах от пяти до двадцати процентов.

В ранее действовавшей редакции УК РФ возможность привлечения к уголовной ответственности в виде лишения свободы за неисполнение судебного акта существовала только по статьям 177 (Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности) и 315 (Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта) УК РФ.

В случае злостного уклонения от уплаты по решению суда средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей (статья 157 УК РФ), в соответствии УК РФ преступнику не могло быть назначено наказание, связанное с лишением свободы. К данным лицам, судами часто применялась ответственность в виде назначения обязательных работ, что явно не отвечало целям уголовного наказания, поскольку не способствовало восстановлению социальной справедливости и предупреждению совершения новых преступлений.

Обязательные работы предполагают выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, то есть не приносят дохода, на который могло бы быть обращено взыскание. Вместе с тем лица, злостно уклоняющиеся от выполнения алиментных обязательств, в большинстве случаев являются безработными и привлекаются к уголовной ответственности, имея большую денежную задолженность по данным обязательствам.

При этом суды при рассмотрении уголовных дел по статье 157 УК РФ суды по общему правилу признавали уважительной причину неуплаты алиментов в связи с отбыванием должником наказания в виде обязательных работ. Таким образом, сложилась ситуация, когда лица, осужденные по статье 157 УК РФ, которым назначено наказание в виде обязательных работ, не только не выполняли обязательства, за злостное неисполнение которых они были привлечены к уголовной ответственности, но и, по сути, освобождались от ответственности за неисполнение алиментных обязательств в период отбывания данного вида наказания.

В целях устранения существовавших пробелов Законом внесены изменения в санкцию статьи 157 УК РФ, предполагающие усиление ответственности за уклонение от уплаты алиментов, в том числе, возможность назначения наказания за совершение данного преступления в виде лишения свободы на срок до одного года и исключение такого вида наказания, как обязательные работы.

Также изменениями, внесенными в УК РФ, введены дополнительные меры, мотивирующие должников к исполнению требований исполнительных документов, обусловленных неисполнением кредитно-денежных обязательств. В частности, осужденный освобождается от уголовной ответственности, предусмотренной статьей 177 УК РФ, в случае полного возмещения ущерба, причиненного преступлением гражданину, организации или государству в результате совершения преступления, и перечисления в федеральный бюджет денежного возмещения в размере пятикратной суммы причиненного ущерба.

Полагаем, что внесение указанных изменений в УК РФ позволит достигнуть цели уголовного наказания, обеспечив как восстановление социальной справедливости, так и предупреждение совершения новых преступлений.

В связи с расширением полномочий службы и передачей новых функций повышены требования, предъявляемые к лицам, претендующим на замещение должности судебного пристава-исполнителя. Так, на должность судебного пристава не сможет быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении которого осуществляется либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.

Кроме того, с 9 декабря 2014 года обязательным для судебного пристава-исполнителя станет наличие высшего юридического или экономического образования.

Таким образом, за истекший год, многое было сделано в направлении законотворческой работы, которая является важным этапом проведения комплекса мероприятий, призванных последовательно улучшить состояние дел в сфере принудительного исполнения.

 

Время создания/изменения документа: 13 июля 2012 19:30 / 13 июля 2012 19:34

Версия для печати