Доклад о результатах мониторинга правоприменения в сфере исполнительного производства за 2014 год

На основании Указа Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» ФССП России проведен мониторинг правоприменительной практики в сфере принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов, в том числе в пределах действия Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти.

Мониторинг ФССП России проведен по методике осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 694.

В развитие Указа Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» Федеральной службой судебных приставов издан приказ от 04.12.2012 № 570 «Об организации мониторинга правоприменения в Федеральной службе судебных приставов», определяющий порядок и сроки осуществления мониторинга правоприменения ФССП России и ее территориальными органами.

В ходе проведенного анализа правоприменения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве выявлен ряд пробелов, устранение которых требует внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации.

1. 08.03.2015 Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на совершенствование уголовно-правового механизма противодействия преступлениям коррупционной направленности.

Однако при действующей системе правового регулирования механизма принудительного исполнения уголовных штрафов, а также отсутствия в правоприменительной практике единого подхода к вопросам исполнения штрафа за преступление, его фактическое взыскание с преступника остается недостаточно эффективным.

В настоящее время суды, назначая наказание в виде штрафа, не принимают во внимание имущественное положение осужденного и возможность получения им заработка, в связи с чем зачастую взыскание суммы штрафа в рамках исполнительного производства не представляется возможным, следовательно, нарушается принцип неотвратимости уголовного наказания.

Кроме того, представляется необходимым предусмотреть на законодательном уровне механизм безальтернативной замены штрафа другим видом наказания, который будет применяться как при неисполнении уголовного штрафа, назначенного в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания.

Полагаем, что разрешить указанную проблему позволит принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», работа над которым ведется Верховным Судом Российской Федерации в рамках созданной им рабочей группы, в состав которой входят представители ФССП России.

2. Требования к исполнительному документу, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, определяются статьей 13 Закона об исполнительном производстве.

В свою очередь требования к постановлению по делу об административном правонарушении, которое в соответствии со статьей 12 Закона об исполнительном производстве является исполнительным документом, установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении указываются сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело. Однако перечень сведений не конкретизирован, как это предусмотрено пунктом 5 части 1 статьи 13 Закона об исполнительном производстве.

В этой связи представляется, что положения КоАП РФ должны соотноситься с положениями Закона об исполнительном производстве, в части сведений, которые должны быть указаны в исполнительном документе.

Кроме того, сведения, указанные в исполнительном документе в соответствии со статьей 13 Закона об исполнительном производстве, в настоящее время не всегда достаточны для идентификации должника. В этой связи, по нашему мнению, представляется необходимым законодательно предусмотреть в исполнительном документе дополнительные идентификаторы должника, например, страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС); идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); серия и номер документа удостоверяющего личность; серия и номер водительского удостоверения.

Полагаем, что разрешить указанную проблему позволит принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации с целью обеспечения идентификации физических и юридических лиц в исполнительных документах», разработанного Минэкономразвития России при участии ФССП России.

3. 14.05.2012 вынесено постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 11-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца второго части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Ф.Х. Гумеровой и Ю.А. Шикунова».

По результатам рассмотрения дела федеральному законодателю рекомендовано внести необходимые изменения в законодательство, устанавливающие возможность обращения взыскания на единственное жилое помещение должника в целях обеспечения возможности удовлетворения имущественных интересов кредиторов в случаях, когда оно явно превышает уровень, достаточный для удовлетворения разумной потребности гражданина-должника и членов его семьи в жилище.

В этой связи Федеральной службой судебных приставов в целях реализации указанного постановления Конституционного Суда Российской Федерации направлены в Министерство юстиции Российской Федерации предложения по соответствующему проекту федерального закона.

4. Продолжает оставаться актуальным вопрос об уровне социальной защищенности работников Федеральной службы судебных приставов, а также об уровне оплаты их труда.

Низкий уровень материальных и социальных гарантий работников ФССП России на фоне высокой нагрузки влечет за собой постоянно растущую текучесть кадров и невозможность привлечения необходимого количества квалифицированных специалистов, а также создает предпосылки и условия для возникновения коррупционных рисков и совершения должностных преступлений.

Решить данную проблему возможно путем принятия проекта федерального закона «О Федеральной службе судебных приставов и порядке прохождения государственной службы на должности судебного пристава», разработанного в рамках поручения Президента Российской Федерации от 27.05.2014 № ПР-1189.

 

Время создания/изменения документа: 25 июня 2014 19:35 / 04 апреля 2016 10:31

Версия для печати