Доклад директора ФССП России о результатах работы территориальных органов ФССП России по исполнению требований исполнительных документов о взыскании алиментов за 9 месяцев 2016 года, протокол совещания.

Выступление директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации Парфенчикова А.О. на координационном совещании (видеоконференция) на тему «О результатах работы территориальных органов ФССП России по исполнению требований исполнительных документов о взыскании алиментов за 9 месяцев 2016 года»

28.10.2016

 

Уважаемые гости!

Уважаемые коллеги!

 

Работа территориальных органов ФССП России по принудительному взысканию алиментов находится на особом контроле руководства Службы.

В результате многолетней целенаправленной работы по повышению эффективности исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов за счет постоянного увеличения объема принимаемых мер принудительного исполнения обеспечено сокращение общего количества исполнительных производств о взыскании алиментов, находившихся на исполнении.

За 9 месяцев 2016 года на исполнении находилось 1 437 тыс. производств, что почти на 26 тыс. меньше, чем в прошлом году (за 9 месяцев 2015 года – 1 463 тыс.).

Из общего количества исполнительных производств, поступивших в 2016 году, отмечается увеличение на 6,5 % доли исполнительных производств, возобновленных в связи с увольнением должника с места работы, что связано в первую очередь со складывающейся экономической ситуацией. Так, возобновлено 121,7 тыс. производств (в аналогичном периоде прошлого года – 113,7 тыс.).

Для взыскания алиментов приставами применяются как меры принудительного характера, так и меры, направленные на побуждение должников к исполнению возложенных на них обязательств.

Об эффективности применяемых мер воздействия на должников свидетельствуют следующие цифры.

В текущем году увеличилось количество арестов, наложенных на имущество должников, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 4,8 тыс. (с 78,2 тыс. до 83 тыс.).

В результате наложения ареста на имущество должниками погашена задолженность на сумму около 2,1 млрд. руб., за счет реализации арестованного имущества должников взыскано 585,5 млн. руб. задолженности по алиментам.

Вынесено 513,5 тыс. постановлений о временном ограничении на выезд должников из Российской Федерации (за 9 месяцев 2015 года – 388,1 тыс.).

В среднем по Службе в отчетном периоде одно постановление об ограничении выезда выносилось в рамках трех исполнительных производств о взыскании алиментов.

В результате применения полномочий по ограничению выезда должников из Российской Федерации за указанный период должниками погашена задолженность по алиментам на общую сумму около 3,3 млрд. руб. (за 9 месяцев 2015 года – 1,6 млрд. руб.).

Особое внимание Служба уделяет вопросам контроля за правильностью удержания и перечисления денежных средств работодателями взыскателям по алиментам путем проведения соответствующих проверок бухгалтерий организаций, производящих удержания.

За 9 месяцев текущего года ориентировочный индикаторный показатель по исполнительным производствам, по которым проведены проверки бухгалтерий организаций по неоконченным исполнительным производствам, в целом по Службе составил 52 % от общего количества неоконченных исполнительных производств при наличии задолженности.

При этом в ряде управлений данный показатель значительно выше среднероссийского и проверка бухгалтерий производится неоднократно и на регулярной основе – управления ФССП России по Самарской области, по Республике Хакасия, по Красноярскому краю, по Республике Ингушетия. В результате в данных территориальных органах проведена проверка правильности удержания из доходов должников по всем исполнительным производствам.

ФССП России продолжает работу по совершенствованию системы контроля за правильностью проводимых удержаний из доходов должников. Проводится доработка программного обеспечения, позволяющая максимально автоматизировать процесс контроля.

В дальнейшем планируется полный переход на электронный  документооборот с основными контрагентами (ПФР, Сбербанк России) при обращении взыскания на доходы должников.

В результате усиления контроля за правильностью удержания из доходов должников выявляются факты совершения должностными лицами организаций, выплачивающих должнику доходы, противоправных и уголовно наказуемых деяний.

В отчетном периоде в отношении должностных лиц организаций, выплачивающих должнику доходы, возбуждено 17 уголовных дел по ст. 315 УК РФ.

Безусловно, необходимо с положительной стороны отметить факты  выявления подобных преступлений и привлечения к уголовной ответственности за их совершение.

Принимая во внимание, что по 3,7 млн. судебных актов в текущем году производятся удержания из доходов должников, объем выявляемых преступлений крайне незначительный.

В связи с этим необходимо провести анализ практики привлечения руководителей, а также иных ответственных лиц организаций к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ в случае воспрепятствования исполнению судебного решения о взыскании алиментов и сокрытия доходов должника (пособничество в сокрытии доходов должника).

По результатам анализа доложить мне предложения о решении проблем, возникающих при привлечении указанных лиц к уголовной ответственности и целесообразности направления информационного письма в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Также необходимо разработать бланк предупреждения руководителей, а также иных ответственных лиц организаций об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ в случае воспрепятствования исполнению судебного решения о взыскании алиментов и сокрытия доходов должника.

Руководителям территориальных органов необходимо обеспечить вручение разработанного ФССП России бланка предупреждения должностным лицам, выплачиваемым заработную плату должникам, по всем исполнительным производствам, в рамках которых обращается взыскание на доходы должников.

С 15 января 2016 года Служба осуществляет новые полномочия по применению к должникам временного ограничения на пользование специальным правом, которые повлияли на результативность взыскания задолженности по алиментам.

Всего за период с 15 января по 30 сентября 2016 года в отношении должников по алиментным обязательствам были вынесены и вручены постановления о временном ограничении на пользование должником специальным правом (или вынесены одновременно с объявлением должников в розыск) в рамках 148,8 тыс. исполнительных производств.

По состоянию на 01 октября 2016 года в рамках более чем 126 тыс. исполнительных производств о взыскании алиментов должники фактически ограничены в пользовании специальным правом, что составляет 56,8 % от количества исполнительных производств фактически перспективных к применению указанной меры.

Лучшие результаты отмечаются в управлениях ФССП России по Чувашской Республике, Пермскому краю, Республике Бурятия, Республике Хакасия, Краснодарскому краю, Воронежской, Волгоградской, Амурской, Белгородской областям, в которых процент полноты применения указанной меры составил почти 100 %.

Учитывая положительную практику по данному вопросу главным судебным приставам в срок до 01 декабря 2016 года необходимо обеспечить полноту применения ограничения в пользовании специальным правом на уровне не менее 80 %.

По результатам применения в течение 9 месяцев 2016 года судебными приставами-исполнителями превентивных мер (направление (вручение) должнику предупреждения), а также фактического ограничения специального права взыскано 1,2 млрд. руб. алиментных платежей.

Наибольшая сумма денежных средств взыскана управлениями ФССП России по Республике Татарстан (181 млн. руб.), по Краснодарскому краю (130,6 млн. руб.), Московской области (86,2 млн. руб.), Москве (73,9 млн. руб.).

На сегодняшний день правоприменительная практика по установлению  временного ограничения на пользование должником специальным правом складывается по-разному.

С момента наделения новыми полномочиями Служба особое внимание уделяет правильности применения судебными приставами-исполнителями данной меры и надлежащему оформлению постановлений о временном ограничении на пользование должником специальным правом.

Вместе с тем в отдельных регионах в единичных случаях действия судебных приставов по установлению временного ограничения на пользование специальным правом признаются незаконными, при этом для нас является очевидным, что судебный пристав был прав.

В подобных случаях необходимо организовать и обеспечить контроль принятия мер по обжалованию судебных актов. В случае удовлетворения вышестоящими судами таких заявлений незамедлительно информировать об этом центральный аппарат ФССП России.

От профильных управлений центрального аппарата ФССП России требую на постоянной основе незамедлительно доводить до сведения территориальных органов примеры положительной судебной практики.

По итогам 2016 года необходимо провести анализ работы территориальных органов по указанному направлению. Доложить мне результаты с предложениями о необходимости информирования Верховного Суда Российской Федерации о складывающейся противоречивой судебной практике.

Так имеются факты признания судами незаконными действий приставов на том основании, что у должника имеется неофициальный доход, полученный в результате управления транспортным средством.

Аналогичная ситуация складывается и при рассмотрении протоколов по делам об административных правонарушениях по ст. 17.17 КоАП РФ (нарушение должником установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом).

Службой получены первые результаты применения положений ст. 17.17 КоАП РФ. Так, за 9 месяцев 2016 года составлено 6 294 протокола об административном правонарушении, а по состоянию на 27 октября уже 7 710 протоколов.

В то же время имеются факты, когда суды отказывают в рассмотрении протоколов, составленных по ст. 17.17 КоАП РФ.

Результаты первичного анализа свидетельствуют, что в территориальных органах складывается разнообразная практика привлечения должников к ответственности. Так в ряде регионов основанием для отказа судом в рассмотрении протокола является отсутствие в постановлении о временном ограничении на пользование должником специальным правом даты вступления постановления в законную силу, что явно, по мнению Службы, не соответствует законодательству, поскольку постановление судебного пристава подлежит немедленному исполнению. 

Не отрицая, что вопрос привлечения должников к ответственности по ст. 17.17 КоАП РФ относится к компетенции иных органов и в первую очередь органов ГИБДД, считаю, что работа по данному направлению должна проводиться совместно.

В настоящее время совместно с коллегами из ГУОБДД МВД России прорабатывается алгоритм взаимодействия подразделений двух ведомств по выявлению фактов нарушения должниками установленных запретов и привлечения таких нарушителей к ответственности по ст. 17.17 КоАП РФ.

Центральному аппарату и территориальным органам ФССП России необходимо обеспечить учет лиц, привлеченных к ответственности по ст. 17.17 КоАП РФ. В дальнейшем эти данные необходимо соотносить с количеством действующих ограничений специальных прав, что позволит оценить объем выявляемых правонарушений.

В связи с этим в IV квартале текущего года профильным управлениям центрального аппарата ФССП России необходимо внести мне предложения по организации такой работы.

Принимаемые нами меры привели к увеличению взысканных в пользу детей денежных средств по сравнению с прошлым годом: с 12,5 млрд. руб. до 15,1 млрд. руб. И это без учета денежных средств, выплаченных должниками в добровольном порядке, либо удержанных из заработной платы по месту работы должников.

По исполнительным производствам, где должники уклоняются от уплаты алиментов, судебными приставами-исполнителями проводятся мероприятия по их привлечению к административной и уголовной ответственности.

За 9 месяцев 2016 года возбуждено 40,4 тыс. уголовных дел по ст. 157 УК РФ (за 9 месяцев 2015 года – 58,9 тыс.).

Снижение количества возбужденных уголовных дел связано с тем, что в июле этого года в уголовное, уголовно-процессуальное и административное законодательство Российской Федерации внесены существенные изменения.

В территориальных органах практика применения полномочий административной юрисдикции по ст. 5.35.1 КоАП РФ и последующего привлечения должников к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ активно формируется.

За 2,5 месяца действия новой нормы возбуждено 21,9 тыс. дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35.1 КоАП РФ, что составляет 10,4 % от общего количества исполнительных производств, по которым должники не приступили к выполнению обязательств по выплате алиментов.

В суд направлено 21,7 тыс. дел, из которых рассмотрено 17,8 тыс. дел.

Так, в рамках 2,8 тыс. дел должникам вынесено наказание в виде административного ареста, в рамках 14,6 тыс. дел – в виде обязательных работ,в рамках 260 дел должникам назначен административный штраф.

И уже сегодня имеются факты, когда должники после отбытия административного наказания приступают к исполнению своих алиментных обязательств.

Лучшие результаты по применению ст. 5.35.1 КоАП РФ отмечаются в управлениях ФССП России по Кабардино-Балкарской, Чеченской республикам, Костромской и Амурской областям, где доля привлечения к ответственности составляет от 34,4 % до 62,5 % по отношению к количеству лиц, которые не приступили к выполнению обязательств по выплате алиментов. 

Отмечу, что у Службы, прокуроров и судейского сообщества отсутствует единая практика применения положений статьи 5.35.1 КоАП РФ и статьи 157 УК РФ.

В настоящее время нами во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации проводится работа по обеспечению единого подхода к правоприменительной практике.

В дальнейшем необходимо проанализировать практику привлечения к ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ и внести предложения по введению ориентировочного индикаторного показателя.

Главным судебным приставам организовать и обеспечить действенный контроль за отбытием наказания в виде обязательных работ или штрафа, назначенного по ст. 5.35.1 КоАП РФ.

В случае если должник в установленный срок не отбыл наказание, назначенное судом, принять меры, направленные на его принудительное исполнение, обеспечить привлечение  виновного лица к ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ и ходатайствовать перед судом о назначении ему наказания в виде административного ареста.

Исключить нахождение на принудительном исполнении исполнительных документов о назначении данных наказаний свыше трех месяцев.

Необходимо разработать систему контроля исполнения наказаний в виде обязательных работ и штрафа, назначенных по ст. 5.35.1 КоАП РФ, с обязательным учетом реально отбытых наказаний, привлечения должников к ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ.

С учетом административной преюдиции и урегулированных сроков привлечения к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ подготовить и направить в территориальные органы письмо о приоритетном порядке исполнения постановлений судов о назначении наказания по ст. 5.35.1 КоАП РФ в виде обязательных работ при наличии на исполнении иных исполнительных документов с назначением аналогичного административного наказания.

Обеспечить формирование положительной практики применения ст. 5.35.1 КоАП РФ и доложить о результатах к 10 февраля 2017 года. В 2017 году обеспечить привлечение к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ в полном объеме. 

Несмотря на имеющиеся трудности, после внесения изменений в ст. 157 УК РФ органами дознания Службы по состоянию на 01 октября 2016 года возбуждено 32 уголовных дела. Указанные уголовные дела возбуждены в управлениях ФССП России по Республике Татарстан (23 дела), по Алтайскому краю и Костромской области – по два дела, по Чувашской Республике, Амурской, Владимирской, Нижегородской и Самарской областям – по одному делу.

Как мы видим, комплексный подход Службы к вопросам выплаты алиментов, в том числе во взаимодействии с органами власти всех уровней, дает положительные результаты, которые характеризуются сокращением количества исполнительных производств с 906,1 тыс. на начало года до 901,8 тыс. на 01 октября 2016 года. И, в первую очередь, сокращением количества производств, по которым должники не приступили к исполнению обязательств по выплате алиментных платежей с 266,8 тыс. на 01 января 2016 года до 210,6 тыс. на 01 октября 2016 года.

В рамках 210,6 тыс. производств, по которым должники уклоняются от уплаты алиментных обязательств, по 110,1 тыс. приставами проводятся мероприятия по привлечению к административной и уголовной ответственности, по 58 тыс. должники объявлены в розыск, по 42,6 тыс. должники привлечены к уголовной ответственности.

Полагаю, что по указанным исполнительным производствам назрела необходимость сегментации розыска должников на две категории:

Первая категория (межрегиональный розыск) – разыскиваемые должники, местонахождение которых неизвестно, однако из информации, имеющейся в материалах разыскного дела, следует, что должник жив (информация от родственников, знакомых, сведения из регистрирующих органов).

Результатом такого розыска должно быть установление местонахождения должника с последующим взысканием задолженности и привлечением его к административной ответственности.

Вторая категория (розыск асоциальных должников) – разыскиваемые должники, местонахождение которых неизвестно, а также более года отсутствует какая-либо информация о таких должниках и имеются признаки безвестного отсутствия (ведение асоциального образа жизни, наркотическая, алкогольная зависимость).

При длительном нахождении должника в розыске имеются законодательно закрепленные институты, позволяющие обеспечить интересы ребенка, в частности признание должника безвестно отсутствующим с последующим получением пособия на содержание ребенка.

Отмечу, что в территориальных органах уже ведется работа, направленная на признание лиц безвестно отсутствующими по разыскным делам, находящимся в производстве более одного года. При наличии признаков безвестного отсутствия должника взыскателям и иным заинтересованным органам разъясняется возможность обращения в суд для признания должника безвестно отсутствующим в целях получения пособия на содержание ребенка.

За 9 месяцев текущего года в суды взыскателями подано 754 таких заявления, судами рассмотрено 556 заявлений. Из рассмотренных судами заявлений безвестно отсутствующими признаны 428 должников, отказано в удовлетворении требований по 130 заявлениям.

При принятии решения о признании должников безвестно отсутствующими суды во многих регионах принимают во внимание проведение Службой разыскных мероприятий в отношении должников более года.

Однако имеют место факты отказа в удовлетворении судами таких заявлений по причине отсутствия проведенных органами внутренних дел оперативно-разыскных мероприятий.

Полагаю, что для решения этой проблемы требуется привлечение внимания судейского сообщества.

По нашим данным, более чем по 31 тыс. исполнительных производств, по которым должники находятся в розыске свыше одного года, имеется перспектива обращения в суды с заявлением о признании таких лиц безвестно отсутствующими и, как следствие, обеспечения государством материального содержания детей.

Вместе с тем взыскатели неохотно обращаются в суд, несмотря на возможность получения пособия в повышенном размере.

Наиболее часто обращаются в суды детские дома и иные специализированные учреждения.

Полагаю, что часть должников, которые признаны безвестно отсутствующими, впоследствии потенциально могут быть признаны умершими.

На сегодняшний день на исполнении находится 5,4 тыс. производств, по которым в течение пяти лет отсутствует информация о местонахождении должника и уплате им алиментов.

По разыскным делам, где есть основания полагать, что должник умер (с признаками криминального исчезновения), Служба планирует проводить разъяснительную работу со взыскателями, а также близкими родственниками должника о возможности обращения не только в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим, но и при наличии определенных обстоятельств в Следственный комитет Российской Федерации с заявлением о возбуждении уголовного дела по ст. 105 УК РФ по факту безвестного исчезновения должника.

При организации розыска асоциальных должников требуется тесное взаимодействие с органами МВД России и медицинскими учреждениями.

В целях повышения эффективности исполнительного розыска в настоящее время Федеральной службой судебных приставов с ФКУ «ГИАЦ МВД России» согласована возможность направления судебными приставами-исполнителями, осуществляющими розыск, запросов в информационные центры территориальных органов МВД России о проверке разыскиваемых лиц ФССП России по учету лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов и лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, с приложением опознавательных карт (в которые вносятся идентификационные признаки разыскиваемых лиц).

Одним из основных показателей оценки качества работы территориальных органов по принудительному взысканию алиментов наряду со стабильным сокращением остатка исполнительных производств, является сокращение количества жалоб и обращений граждан по вопросам, связанным со взысканием алиментов.

По итогам отчетного периода наблюдается динамика снижения количества обращений по вопросам взыскания алиментов на 10,7 % (с 37,6 тыс. до 33,5 тыс.).

Это, безусловно, положительная динамика. Однако успокаиваться здесь преждевременно, поскольку количество обращений  продолжает  оставаться значительным.

Особо отмечу, что с целью уменьшения количества поступающих обращений граждан по вопросам взыскания алиментов Службой разрабатывается упрощенный порядок получения информации взыскателями, проживающими в субъектах Российской Федерации, отличных от субъекта, где исполняется исполнительный документ.

На 01 октября 2016 года количество таких исполнительных производств составляет около 154,5 тыс.

Обеспечению надлежащего уровня защиты прав несовершеннолетних детей при взыскании алиментов также способствует конструктивное взаимодействие с иными органами государственной власти, а также активное участие в работе по совершенствованию законодательства с учетом складывающейся правоприменительной и судебной практики.

В конце 2015 года одним из наиболее значимых и ожидаемых событий для нас стало принятие Пленумом Верховного Суда Российской Федерации постановления «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» от 17.11.2015 № 50,работа над которым велась в тесном взаимодействии с ФССП России и в большинстве случаев в основу разъяснений Пленума положена  позиция Службы.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил возможность окончания исполнительных производств о взыскании алиментов, по которым должниками осуществляется добровольная выплата алиментов, а также исполнительных производств, по которым дети, на чье содержание взыскиваются алименты, достигли совершеннолетия.

Возможность окончания фактическим исполнением исполнительных производств, по которым должники выплачивают алименты добровольно, направлена на защиту добросовестных плательщиков алиментов путем исключения сведений из Банка данных исполнительных производств.

Необходимо отметить, что практика обжалования постановлений об окончании фактическим исполнением и о возвращении взыскателю исполнительного документа только формируется. Имеются единичные случаи оспаривания действий судебных приставов-исполнителей при окончании исполнительных производств о взыскании алиментов по указанным основаниям.

На 49,8 тыс. исполнительных производств, оконченных за 9 месяцев 2016 года (по указанным основаниям), приходилось шесть административных исков, поданных в суд взыскателями.

На принимаемые решения судебных приставов-исполнителей в соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 50 поступило три протеста органов прокуратуры.

Поскольку указанные разъяснения имеют большое значение, Службой будет продолжена работа по изучению проблем, возникающих при применении положений постановления Пленума в практической деятельности.

С целью законодательного закрепления позиции Верховного Суда Российской Федерации при участии Службы разработан законопроект о расширении перечня оснований окончания исполнительных производств периодического характера, который в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

В заключение отмечу, несмотря на то, что Службе в целом по итогам работы за 9 месяцев 2016 года удалось достичь определенных положительных результатов исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов, требуется принятие дополнительных мер, которые позволят в дальнейшем понудить должников к выплате алиментов либо обеспечить возможность выплаты задолженности по алиментам.

В этой связи необходимо:

1) повысить эффективность исполнительного розыска должников, имеющих задолженность по алиментным обязательствам, с учетом сегментации розыска на межрегиональный розыск и розыск асоциальных должников.

Отмечу, что Службой будут подготовлены предложения в рамках исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. по вопросу о возможности отнесения ФССП России к числу пользователей автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств.

2) продолжить работу по привлечению должников, которые не приступили к исполнению своих обязательств по выплате алиментов, к административной и уголовной ответственности с учетом изменений законодательства;

3) внести изменения в законодательство Российской Федерации в части обращения взыскания на единственное пригодное для проживания жилье должника (ст. 446 ГПК РФ).

Отмечу, что Правительством Российской Федерации уже дано поручение Минюсту России продолжить работу по подготовке проекта соответствующего федерального закона;

4) разработать специальную программу обеспечения в первоочередном порядке рабочими местами отбывающих наказание в исправительных учреждениях лиц, имеющих несовершеннолетних детей. А также считаю необходимым разработать специальную программу приоритетного трудоустройства всех лиц, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, что обеспечит достойное содержание детей их родителями, а также сократит количество лиц, не выплачивающих алименты.

В настоящее время Правительством Российской Федерации уже поручено проработать вопрос об оказании государственными учреждениями службы занятости населения содействия в трудоустройстве осужденных к принудительным работам.

5) возможность разработки комплексной программы, направленной на снижение количества детей, не получающих денежные средства на свое содержание.

Так, в Республике Казахстан разработана программа «Алименты. 30 шагов против неуплаты», которой предлагаются меры, не имеющие аналогов в действующем законодательстве (например, совместная опека над ребенком, разработка особых методов расчета алиментов, подлежащих взысканию).

6) продолжить работу по законодательному закреплению отказа должнику в предоставлении государственных услуг при наличии у него задолженности по алиментам.

7) определить федеральным законодательством размер ежемесячного пособия на ребенка (детей), родители которого уклоняются от уплаты алиментов, в субъектах Российской Федерации, например, не ниже 1/2 величины прожиточного минимума для ребенка (детей), установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

8) проработать вопрос о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части установления уголовной ответственности должностным лицам организаций, выплачивающим должнику заработную плату или иные периодические платежи, и иным лицам за пособничество в уклонении от уплаты алиментов.

В целях дальнейшего укрепления института защиты прав детей, Служба выражает надежду на поддержку инициатив, направленных в том числе на совершенствование законодательства в сфере алиментных обязательств.

Время создания/изменения документа: 08 ноября 2016 15:50 / 21 ноября 2016 13:30

Версия для печати