23.01.2013 Доклад директора ФССП России А.О. Парфенчикова на коллегии ФССП России по итогам деятельности за 2012 год

ДОКЛАД ДИРЕКТОРА ФССП РОССИИ А.О. ПАРФЕНЧИКОВА НА КОЛЛЕГИИ ФССП РОССИИ ПО ИТОГАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2012 ГОД

 

В начале выступления позвольте выразить слова благодарности нашим гостям, которые, несмотря на свою занятость, сочли возможным присутствовать на подведении итогов деятельности Федеральной службы судебных приставов в 2012 году. Это, безусловно, подтверждает прямую заинтересованность государства в результатах нашей работы.

Прошедший год был для ФССП России непростым в силу ряда различных причин.

С января 2012 года Служба приступила к реализации новых полномочий.

Это розыск должников-граждан, детей, граждан-ответчиков по гражданским делам на основании судебного акта, приводы  в суды по административным делам, исполнение  постановлений судов об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, а также оказание содействия органам внутренних дел в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

Должностными лицами ФССП России в 2012 году разыскано около 39 тысяч должников-граждан и 111 детей и установлено местонахождение 215 граждан-ответчиков по гражданским делам. Для сравнения – органами внутренних дел в 2011 году по постановлениям судебных приставов-исполнителей разысканы 21 тыс. должников-граждан и всего 11 детей.

Судебными приставами по ОУПДС осуществлено 67,6 тыс. административных приводов в суды, препровождено в специальные учреждения около 16,8 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, выдворено за пределы Российской Федерации около 15,9  тысяч лиц. Задержано и передано в органы внутренних дел более 3 тысяч лиц, находящихся в розыске.

Очевидно, что Служба успешно освоила новые функции, однако на сегодняшний день у нас имеются проблемы, связанные с тем, что законодательно не закреплено использование судебными приставами по ОУПДС оружия и специальных средств при реализации ими новых полномочий, а также не определен инструментарий исполнительно-процессуального розыска.

Также необходимо отметить, что работа Службы в прошедшем году происходила в условиях массового внедрения информационных технологий, построения единой автоматизированной системы, охватывающей каждое структурное подразделение и все направления деятельности.

Мы завершили внедрение системы электронного документооборота в аппаратах управления территориальных органов ФССП России.

Проведена работа по развитию АИС ФССП России для обеспечения юридически значимого электронного документооборота с иными ведомствами. Обеспечена возможность приема электронных документов, подписанных электронной подписью ведомств, получен первый опыт внутриведомственного безбумажного электронного документооборота.

Судебные приставы-исполнители и должностные лица Службы, участвующие в исполнительном производстве, обеспечены усиленной электронной подписью.

Широко распространяется практика обмена информацией в электронном виде с кредитными организациями, с 15 из них уже заключены соглашения об электронном документообороте.

В декабре 2012 года было завершено создание Федерального центра обработки данных и заключен государственный контракт на обеспечение функционирования ведомственной сети передачи данных ФССП России в 2013 году с расширенной пропускной способностью.

Постоянно возрастает посещаемость официального интернет-сайта ФССП России. За 2012 год его посетило более 9 млн. пользователей.

На нашем сайте функционирует Банк данных исполнительных производств, обеспечивающий возможность получения информации о наличии задолженности по исполнительному производству, способах ее погашения, контактную информацию отдела судебных приставов, где ведется исполнительное производство. Предусмотрена возможность погашения задолженности через интернет с использованием сервисов Киви и Робокасса.

С целью популяризации Банка данных исполнительных производств разработаны приложения для социальных сетей «Вконтакте» и «Одноклассники». Мониторинг показал, что в результате этой меры в последние дни истекшего и первые дни нового года количество обращений к Банку данных исполнительных производств увеличилось в десятки раз. Если в начале 2012 года ежесуточная посещаемость составляла 20 тысяч посещений, то в декабре  уже превысила 60 тысяч.

Пик обращений пришелся на 4 января, когда с сервером ФССП России одновременно произошло более 12 тыс. соединений, вызванных загрузкой приложений. В результате сервер даже вышел из строя, и приложения в социальных сетях были временно отключены. Но уже 9 января они заработали вновь и в настоящее время функционируют в рабочем режиме.

Пользователи Банка данных имеют возможность подписаться на мониторинг исполнительных производств, который позволит автоматически направлять запросы в банк данных и при выявлении данных подписчика автоматически уведомлять его.

Ведется постоянная работа по расширению возможностей личного кабинета Единого портала государственных и муниципальных услуг. Услуга Федеральной службы судебных приставов по предоставлению информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физических или юридических лиц признана по статистике Минкомсвязи наиболее быстрорастущей электронной услугой на ЕПГУ. Она была запущена в октябре 2011 года, к марту 2012 года ей воспользовались более 80 тысяч раз, а к декабрю общее количество запросов превысило 250 тысяч.

Более чем в 30 территориальных органах ФССП России в 2012 году осуществлялось SMS-оповещение должников с использованием различных технических способов. В конце года в трех субъектах Российской Федерации реализован пилотный проект по централизованному SMS-оповещению, по результатам которого более чем на 20 % повысились показатели по оплате задолженности с использованием сервисов сайта Службы. В 2013 году планируется направить более 8 млн.  SMS сообщений.

Вся эта работа потребовала освоения новых ресурсов, повлекла за собой необходимость повышения соответствующей квалификации наших работников, и при этом сопровождалось определенными техническими сложностями.

Расширение перечня выполняемых задач (а с 1 января текущего года к ним добавилось исполнение обязательных работ как нового вида административного наказания) и их усложнение  не может не сказываться на служебной нагрузке должностных лиц ФССП России.

До настоящего времени нам не удалось снизить служебную нагрузку судебных приставов-исполнителей. Она несколько стабилизировалась, но по-прежнему остается высокой – в среднем нагрузка одного судебного пристава составила по итогам 2012 года 2097 исполнительных производств, практически на уровне 2011 года (2108 исполнительных производств).

Средняя нагрузка дознавателя по уголовным делам, находящимся в производстве, возросла за 2012 год с 23 до 24 дел.

Нагрузка одного судебного пристава по ОУПДС составила 547 мероприятий При этом не учтена реализация функций по охране судов.

Самая серьезная проблема заключается в том, что служебная нагрузка работников ФССП России, осуществляющих функции правового понуждения, обеспечения законности и правопорядка, и высокие требования к их знаниям и навыкам до сих пор не нашли надлежащего отражения в статусе Службы.

Федеральная служба судебных приставов, по сути, стоит «особняком» в ряду органов, выполняющих аналогичные функции, но мотивированных как материально, так и социально. Это влечет за собой катастрофическую текучесть кадров и потерю высококвалифицированных работников.

В 2012 году мы ощутили эту проблему особо остро. Теперь серьезную конкуренцию для Службы представляет собой не только МВД, как раньше, но и, например, такие наши ближайшие коллеги  как ФСИН.

Но именно Федеральная служба судебных приставов уже в декабре следующего года будет иметь самый жесткий образовательный ценз – обязательное высшее юридическое или экономическое образование для судебных приставов-исполнителей. При этом в отличие от иных государственных органов мы даже не можем привлекать для работы на этих должностях студентов ВУЗов.

На фоне имеющихся проблем нам удалось реализовать целый комплекс мер, направленных на то, чтобы справляться с возложенными на Службу задачами.

Среди них необходимо отметить оптимизацию взаимодействия с иными органами. Продолжена реализация действующих соглашений о взаимодействии с органами государственной власти в сфере принудительного исполнения, подписаны дополнительные соглашения с Федеральной службой по финансовым рынкам и Федеральной миграционной службой.

В ноябре заключено соглашение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, основной целью которого является укрепление законности и правопорядка в сфере защиты прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности.

В декабре года создана совместная рабочая группа по координации оперативного взаимодействия с Главным управлением по обеспечению общественного порядка и Главным управлением на транспорте МВД России. Первым результатом ее работы стало подписание директором ФССП России и первым заместителем Министра внутренних дел  совместного письма в регионы, определяющего порядок работы по исполнению штрафов органов внутренних дел.

Принципиальное значение для дальнейшей работы на этом направлении имеет изменение подхода органов полиции к критериям оценки деятельности своих подразделений и введение показателя взыскания административных штрафов (70 % и более). Это будет гарантией вынесения постановления о штрафах только в отношении реальных лиц.

Для развития межведомственного взаимодействия в сфере розыска заключено соглашение между ФССП России и МВД России об информационном взаимодействии, предусматривающее порядок получения должностными лицами ФССП России в электронном виде сведений из информационно-справочных и розыскных учетов, функционирующих на базе МВД России.

В 2012 году проведен ряд мероприятий с представителями государственных органов и организаций на различных уровнях и в разных форматах (рабочих групп, совместных совещаний, видеоконференций).

На фоне других органов особо хочу отметить высокий уровень, оперативность и конструктивный характер взаимодействия с Федеральной налоговой службой. В текущем году состоялось 4 заседания совместной рабочей группы под председательством заместителей руководителей, которая эффективно действует еще с 2005 года.

Только в четвертом квартале 2012 года в рамках межведомственного взаимодействия ФССП России было организовано свыше 30 мероприятий, в том числе состоялись мои рабочие встречи с руководителями Пенсионного фонда, Налоговой службы, Росреестра и Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения.

Такое внимание руководства других органов на самом высшем уровне к вопросам взаимодействия со Службой судебных приставов еще раз подтверждает значимость выполняемых нами задач.

Благодаря всем принимаемым мерам, нам удалось добиться определенных положительных результатов.

Всего на исполнении в ФССП России в 2012 году находилось 51 млн. исполнительных производств, 49 % из них составили акты несудебных органов. Поступление судебных актов в прошедшем году удалось стабилизировать, оно уменьшилось по сравнению с 2011 годом на 1,8 млн. (на 11,3 %). 

В значительной степени это стало результатом реализации изменений налогового законодательства в части обращения налоговых органов в суды при накоплении задолженности физических лиц на сумму, превышающую 1,5 тыс. руб. В 2012 году поступление в Службу судебных актов о взыскании небольших налоговых задолженностей граждан снизилось более чем на 1 млн. (с 1,8 млн. до 753 тыс.).

Общее количество фактически исполненных исполнительных производств в 2012 году увеличилось на 182,2 тыс. (2011 год – 21,2 млн. исполнительных производств, 2012 год – 21,4 млн.).

Сумма, взысканная в результате деятельности судебных приставов-исполнителей, возросла в сравнении с 2011 годом  с 373,8 млрд. руб. до 403,1 млрд. руб. В том числе, в консолидированный бюджет перечислено 118,9 млрд. руб., что на 8,1 % больше, чем за 2011 год (110 млрд. руб.).

Установленное Минфином России плановое задание по взысканию исполнительского сбора выполнено на 115,1 %.

Судебными приставами-исполнителями арестовано имущество должников на общую сумму более 166 млрд. руб., что на 11,5 млрд. руб. больше, чем в 2011 году. В результате взаимодействия с Росимуществом стоимость имущества, переданного на реализацию, возросла на 23,5% – с 82,3 млрд. руб. до 101,6 млрд. руб. Сумма денежных средств, полученная от реализации имущества должников, увеличилась в 2,5 раза  и составила 28 млрд. руб.

Особое внимание в Службе уделяется исполнению социально значимых категорий исполнительных производств, в первую очередь, связанных с защитой интересов детей.

В ФССП России на протяжении пяти лет действует комплексная программа по оптимизации взыскания алиментов. В результате ее реализации за последние годы произошло снижение количества судебных актов этой категории, требующих принудительного исполнения. Если в 2007-2008 годах возбуждалось в среднем 1,2 млн. исполнительных производств, в 2009 году – 1,1 млн., то в 2010 году – 977 тыс., в 2011 – 881 тыс., а в 2012 –  уже 787 тыс.

В целях взыскания алиментов судебными приставами-исполнителями применяется комплексный подход, сочетающий как меры принудительного характера, так и различные меры, направленные на побуждение должников к исполнению возложенных на них обязанностей.

Одним из наиболее действенных мотивационных факторов является ограничение должников в выезде из Российской Федерации. В 2012 году ограничено в выезде 142,5 тыс. должников по судебным решениям о взыскании алиментов. В результате применения этой меры в полном объеме выплачена задолженность по алиментам в пользу 9,5 тысяч детей (всего в связи с применением ограничения права на выезд исполнены требования 46,7 тыс. исполнительных производств).

Приведенные мной данные подтверждают необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в указанной сфере.

В этой связи нами поддержана предложенная депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации инициатива внесения законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он направлен на установление возможности ограничения судебным приставом-исполнителем права должника, не исполняющего требования, содержащегося в исполнительном документе об уплате алиментов, а также требования, содержащегося в исполнительном документе, выданном судом по результатам разрешения спора, связанного с воспитанием детей, на управление транспортным средством.

На протяжении ряда лет ФССП России фиксирует постоянный рост количества поступающих на исполнение судебных решений о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В 2009 году на исполнении находилось 1 830 исполнительных документов указанной категории, в 2010 – 3 926, в 2011 – 10 919, за 2012 год – свыше 18,5 тыс.

Благодаря активной позиции Федеральной службы судебных приставов в 2009 году жилье было предоставлено по 600 судебным решениям, в 2010 – по 1,5 тыс., в 2011 – 3,2 тыс., в 2012 году – более 4 тыс.

Наряду с применением мер принудительного исполнения, на уровне территориальных органов ФССП России и на федеральном уровне о существующих проблемах на постоянной основе информируются органы, ответственные  за составление проектов бюджетов, органы прокуратуры, Минфин России, Государственная Дума и Совет Федерации Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, а также главы субъектов Российской Федерации, в которых имеется наибольшее количество неоконченных исполнительных производств.

ФССП России осуществляется постоянный мониторинг нормативно-правового регулирования вопросов обеспечения жильем детей-сирот в субъектах Российской Федерации. В «проблемных» регионах (в Пермском крае, Свердловской, Саратовской, Омской, Вологодской областях, Республике Карелия) проведены координационные совещания под председательством заместителя директора Службы. Уже в первом квартале текущего года запланировано проведение аналогичного совещания в Краснодарском крае.

В текущем году  в связи с комплексными изменениями законодательства об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нами прорабатываются механизмы работы в рамках реализации принятых изменений.

Отдельное внимание уделяется вопросам организационного и методического сопровождения исполнения судебных актов, связанных с воспитанием детей, в том числе об отобрании детей, определении порядка общения с родителями (их количество возросло в прошлом году практически в 2 раза и составило порядка 10 тыс.). Эта категории является наиболее проблемной с эмоционально-психологической точки зрения.

В целях выработки единого подхода к совершенствованию регулирования отношений в сфере защиты интересов несовершеннолетних 22 ноября 2012 года директор Службы принял участие в заседании Координационного Совета при Президенте Российской Федерации по реализации национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

В соответствии с Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии нами, как правоприменителями, которые сталкиваются со всем комплексом проблем, возникающих на практике, в 2013 году будут подготовлены комплексные предложения. В том числе, в рамках совершенствования законодательства по вопросам, связанным с защитой интересов несовершеннолетних.

Необходимо отметить, что в 2012 году нам удалось упорядочить работу по принудительному взысканию задолженности по заработной плате. Доля фактически исполненных исполнительных документов в общем количестве предъявленных в Службу возросла с 69,8 % в 2011 году до 72,1 % в отчетном. Фактически исполнено 473,9 тыс. судебных решений, взыскано 7,6 млрд. руб. задолженности по заработной плате (49,6 % от суммы, подлежавшей взысканию, в 2011 году –  46,6 %).

Традиционно на особом контроле находятся вопросы исполнения административных наказаний в виде административного приостановления деятельности организаций, вынесенных судом по материалам различных уполномоченных органов, в первую очередь органов пожарного надзора.

Система работы с МЧС России сложилась с 2009 года  и закреплена совместным соглашением. В дальнейшем именно оно стало основой для заключения соответствующих соглашений с другими органами.

Количество поступающих на принудительное исполнение постановлений судов из года в год сокращается. В 2012 году предъявлено 23,8 тыс. судебных актов об административном приостановлении деятельности (в 2011 году – 38,7 тыс.), из них по материалам должностных лиц МЧС –  8,3 тыс. (в 2011 году – 19,3 тыс.).

Связано это как с изменением законодательства в указанной сфере, так и проводимой информационной компанией по разъяснению опасности эксплуатации помещений, не соответствующих установленным требованиям, поскольку она сопряжена с риском для жизни и здоровья неограниченного круга лиц.

Мы отчетливо понимаем, что приостановление деятельности в подобных случаях не является самоцелью. Основные задачи, которые преследуются – это поддержание правопорядка, направленного на обеспечение безопасности и сохранение здоровья, а порой и жизни людей.

Данные МЧС России свидетельствуют о том, что с 2008 года количество зафиксированных пожаров ежегодно сокращается. При этом число погибших на пожарах снизилось с этого момента почти на четверть (на 24.4 %). Можно констатировать, что в этом результате есть, в том числе, и заслуга Федеральной службы судебных приставов.

Необходимо отметить, что, каким бы органом ни выносились постановления о привлечении к административной ответственности, в конечном итоге, эффективность этой работы и неотвратимость ответственности определяют именно результаты деятельности Службы.

В этой связи нами планомерно проводится работа по исключению фактов окончания исполнительных производств по взысканию административных штрафов в связи с истечением срока давности исполнения. Количество исполнительных производств, оконченных по этому основанию (п. 9 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве), по сравнению с 2011 годом сократилось почти в 4 раза (в 3,8) и составило 874 тыс. (в 2011 году – 3,3 млн.).

При исполнении постановлений ГИБДД основным приоритетом также является обеспечение безопасности на дорогах, и уже потом – пополнение доходной части бюджета.

Нельзя не отметить тревожную для нас тенденцию роста поступления на принудительное исполнение постановлений ГИБДД. Они составляют значительную долю не только в общем количестве постановлений уполномоченных органов, но и в общем количестве всех категорий исполнительных документов, находящихся на исполнении в Федеральной службе судебных приставов.

В 2012 году возбуждено 10,7 млн. исполнительных производств по постановлениям ГИБДД – почти на 2 млн. больше, чем в 2011 году. При этом с активизацией работы ГИБДД, развитием системы видеофиксации нарушений динамика роста числа поступающих постановлений  в дальнейшем сохранится.

Фактически исполнено 8,2 млн. исполнительных производств, что превышает аналогичный показатель 2011 года  на 1,3 млн. Взыскано штрафов на общую сумму 2,8 млрд. руб., что на 637 млн. руб. больше, чем в 2011 году (2,1 млрд. руб.).

В настоящее время на межведомственном уровне обсуждается необходимость создания эффективного механизма, включающего обеспечение возможности получения гражданином информации о вынесенном постановлении об административном правонарушении (прежде всего, с использованием информационных ресурсов), мотивацию на исполнение обязательств. При условии надлежащего функционирования данного механизма процедура принудительного исполнения будет носить исключительный характер.

В рамках законодательных инициатив прорабатываются вопросы повышения мотивации  граждан на скорейшую добровольную оплату штрафа, одновременно с увеличением сроков для добровольной оплаты и сроков направления протокола об административном правонарушении на принудительное исполнение.

В декабре прошлого года различные аспекты взаимодействия и перспективы сотрудничества обсуждались на совместном совещании с ГИБДД с участием руководителей всех территориальных органов двух ведомств.

Принят ряд принципиально важных решений, в том числе по проведению совместных проверок по фактам серьезных ДТП, виновники которых ранее совершали административные правонарушения.

Если оценивать ситуацию в целом, необходимо констатировать, что на сегодняшний день в нашем обществе отсутствуют как понимание обязательности самостоятельного и добровольного исполнения требований исполнительных документов, так и нетерпимости к фактам уклонения от их исполнения. Именно это вызывает необходимость возбуждения Федеральной службой судебных приставов сложного и дорогостоящего механизма принудительного исполнения.

Проводимый Службой мониторинг поступающих судебных актов и актов иных органов свидетельствует, что в нынешних социально-экономических условиях имеет место целый ряд факторов, в результате которых государственный механизм принудительного исполнения реализуется в отношении значительной части заведомо неисполнимых исполнительных документов.

Так, по причине отсутствия у должников денежных средств и имущества, на которое возможно обратить взыскание, а также прекращения ими финансово-хозяйственной деятельности в 2012 году окончено более 6,6 млн. исполнительных производств.

Значительные суммы не могут быть взысканы с должников по постановлениям Росфиннадзора (около 114 млрд. руб., 18 млрд. руб. по судебным актам). Обусловлено это тем, что нарушителями правил валютного законодательства в большинстве случаев являются подставные фирмы, так называемые «фирмы-однодневки», которые к моменту вынесения органами Росфиннадзора постановления никакой деятельности не ведут. Соответственно, исполнительные производства, возбужденные по этим постановлениям, оканчиваются в связи с невозможностью исполнения. В дальнейшем, постановления судей, вынесенные по протоколам Росфиннадзора в порядке ст. 20.25 КоАП РФ, удваивают суммы, заведомо бесперспективные к взысканию. Каких-либо иных действенных рычагов ответственности, кроме исполнительного производства, за такие нарушения действующее законодательство не предусматривает.

Существенное влияние на эффективность исполнительного производства оказывает банкротство, ликвидация организаций-должников. По этому основанию окончено 283,8 тыс.  исполнительных производств.

Судебным приставам-исполнителям полный комплекс мер принудительного исполнение принимается по постановлениям налоговых органов, вынесенных в отношении юридических лиц, изначально имеющих определенные законом признаки недействующих. В 2012 году возбуждено 227,3 тыс. исполнительных производств по таким постановлениям, на сумму 34,5 млрд. руб. Окончено с невозможностью взыскания с учетом остатка прошлых лет – 235,6 тыс. на сумму 27,7 млрд. руб. В 2013 году прогнозируется предъявление на исполнение порядка 400 тыс. постановлений налоговых органов в отношении недействующих юридических лиц.

В некоторых случаях после принятия судебными приставами-исполнителями мер принудительного исполнения, в том числе по аресту и реализации имущества должников, стороны договариваются об исполнении вне рамок исполнительного производства. Так, за прошедший год отозвано с принудительного исполнения более 1,4 млн. исполнительных документов.

Кроме того, прекращено по установленным законом основаниям в связи с утверждением мирового соглашения, отказами взыскателей от взыскания и т.д., около 250 тысяч исполнительных производств.

Около 972,6 тысяч составили исполнительные производства, по которым судебными приставами-исполнителями отменены постановления о возбуждении исполнительных производств, в том числе, в связи с установлением фактов добровольного исполнения обязательств до поступления исполнительных документов в подразделения судебных приставов.

Принимая во внимание наличие приостановленных судом исполнительных производств, предоставление отсрочки исполнения (в целом – около 1,1 млн.), значительная часть исполнительных документов объективно находится вне рамок принудительного исполнения.

Не утратила своей остроты и требует разрешения такая проблема как взыскание малозначительных сумм задолженности. Исполнение таких исполнительных документов Федеральной службой судебных приставов создает неоправдываемую результатом их исполнения нагрузку на судебных приставов-исполнителей и требует дополнительных затрат средств федерального бюджета.

Как я уже отмечал, реализация принятых в 2011 году изменений налогового законодательства уже дала существенные положительные результаты.

Сегодня во взаимодействии с Минюстом России, заинтересованными органами, прежде всего с Пенсионным фондом, принимаются меры по разрешению аналогичной проблемы предъявления значительного количества постановлений о взыскании страховых взносов с минимальными суммами (в 2012 году их было более 3,4 млн.).

Эти проблемы требуют самого серьезного внимания. Без оптимизации принудительного исполнения, являющегося неотъемлемой частью правосудия, невозможно оптимизировать судебную систему в целом и построить правовое государство, опирающееся на соблюдение законности и правопорядок.

В истекшем году успешно применялся уголовно-правовой механизм обеспечения принудительного исполнения. Должники, не исполняющие требования исполнительных документов, привлекались к уголовной, а также к административной ответственности.

Территориальными органами ФССП России в 2012 году возбуждено 70,5 тыс. уголовных дел, 85 % из которых окончено производством. При этом 66 тыс. уголовных дел возбуждено в отношении лиц, злостно уклоняющихся от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, более 4 тыс. составляют уголовные дела по преступлениям против правосудия.

В суд с обвинительным актом в целом направлено около 65 тыс. дел. Судами рассмотрено 52,7 тыс. уголовных дел, из них более 50,3 тыс. – с вынесением обвинительного приговора.

После вынесения предупреждений об уголовной ответственности и в ходе расследования уголовных дел окончено свыше 76 тыс. исполнительных производств, в том числе почти 40 тыс. – фактическим исполнением. Эти данные более чем в 1,3 раза превышают аналогичные показатели 2011 года.

В результате применения уголовно-правовых правомочий фактически взысканная сумма по оконченным исполнительным производствам составила около 1,7 млрд. рублей, на 309 млн. рублей больше, чем в 2011 году.

Активизирована деятельность по осуществлению полномочий административной юрисдикции. Должностными лицами Службы выявлено свыше 475,6 тыс. административных правонарушений. Судами рассмотрено 266,7 тыс. дел, по результатам их рассмотрения по 99,4 % дел назначены наказания. Около 39 тысяч лиц подвергнуто административному аресту, 177 тысяч оштрафованы на сумму почти 610 млн. руб., в отношении 37,2 тыс. лиц вынесены предупреждения.

Большое внимание уделяется вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов, что является одной из главных задач Федеральной службы судебных приставов.

На начало текущего года 63 здания арбитражных судов и 42 здания судов общей юрисдикции обеспечены круглосуточной охраной.

Судебными приставами по ОУПДС в прошедшем году исполнено более 6,6 млн. заявок на обеспечение безопасности проведения судебных процессов и около 5,2 млн. заявок на обеспечение безопасности при совершении исполнительных действий судебными приставами-исполнителями. Осуществлено более 533,5 тыс. приводов в суды, около 396 тыс. – к судебными приставам-исполнителям, более 24,8 тыс. –  к дознавателям.

При осуществлении пропускного режима в здания судов судебными приставами по ОУПДС пресечены попытки проноса в здания судов более 71 тысячи единиц огнестрельного, газового, травматического и холодного оружия и более 2,8 тыс. электрошоковых устройств.

В целом с задачей по обеспечению установленного порядка деятельности судов ФССП России справляется. Однако, к сожалению, в прошедшем году не удалось избежать чрезвычайных происшествий в районных судах Москвы – Тверском (попытка самосожжения) и Таганском (попытка нападения на судью с использованием топора), в Октябрьском районном суде города Тамбова (причинение подсудимым вреда здоровью двух судей ножом, который он пронес в сложенном зонте). В декабре произошел инцидент в Воткинском районном суде Удмуртской Республики, где государственный обвинитель подвергся угрозам ножом.

По каждому подобному факту проводятся тщательные проверки. При выявлении несоблюдения должностными лицами Службы установленных требований, бесконтрольности со стороны руководителей территориальных органов нами принимаются и будут приниматься самые жесткие решения.

По результатам последней проведенной целевой проверки мы пришли к выводу о невозможности дальнейшего пребывания руководителя Управления ФССП России по Удмуртской Республике в занимаемой должности. Он уже уволен с государственной гражданской службы.

Мы, безусловно, не снимаем с себя ответственности.

Однако в подобных вопросах немаловажную, а иногда и решающую роль играет техническая укрепленность судов.

Поэтому не утрачивает своей актуальности вопрос повсеместного оснащения зданий судов современными техническими средствами, включая средства металлообнаружения, охранную и пожарную сигнализации, кнопки экстренного вызова, камеры наружного и внутреннего видеонаблюдения.

Существенно возросло в последнее время количество граждан, обращающихся в суд за защитой своих прав и законных интересов. Соответственно, увеличилась и нагрузка на судебных приставов при осуществлении пропускного режима.

Полагаем, что назрела необходимость внесения изменений в «Правила поведения граждан в суде» в целях максимального ограничения посетителям прохода в здания судов с чемоданами, сумками, рюкзаками и оборудования зданий металлическими камерами с ячейками для временного хранения ручной клади, а также гардеробами для верхней одежды в холодное время года.

До настоящего времени мы получаем обращения судей об увеличении штатной численности судебных приставов по ОУПДС, этот вопрос затрагивался и на VIII Всероссийском съезде судей. Но в ближайшее время увеличения численности не предполагается, поэтому одним из перспективных направлений оптимизации деятельности судебных приставов по ОУПДС является зонирование зданий судов. Их условное разделение на отдельные зоны с различной степенью допуска посетителей в совокупности с надлежащим оборудованием системами видеонаблюдения позволит уже сейчас перераспределить для обеспечения безопасности судебных заседаний порядка 15-20 % численности судебных приставов, задействованных на охрану и обеспечение порядка в зданиях.

Однако никакая техника не способна полностью подменить собой человеческий потенциал. Но, как мной уже отмечалось, отсутствие адекватных материальных и социальных гарантий делает работу судебного пристава на рынке труда малопривлекательной.

Если в территориальных органах ФССП России текучесть кадров в 2009 году чуть превышала 13 %, то в 2010 составила уже 16,6 %, а в 2011 приблизилась к 21%. По итогам работы за 2012 год данный показатель превысил 22,5 %. Наиболее высока текучесть кадров среди судебных приставов-исполнителей – 30 %.

В общем количестве уволившихся в прошедшем году работников территориальных органов судебные приставы-исполнители составляют 39 %, судебные приставы по ОУПДС – 20 %. Всего в 2012 году с должностей указанных категорий уволилось около 10,6 тыс. человек.

Особо остро проблема стоит в мегаполисах, в частности, в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске, Московской области. В некоторых районных и городских отделах при штатной численности судебных приставов-исполнителей 10-15 единиц, ситуация доходит до катастрофической  – их фактическая численность составляет всего 3-4 человека. Это вызывает самую серьезную озабоченность.

Имеющиеся в Службе проблемы, обусловленные высокой текучестью кадров и укомплектованием «по остаточному принципу», создают предпосылки для возникновения коррупционных рисков. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2013 год сказал буквально следующее: «Мы продолжим наступление, безусловно, на коррупцию, которая уничтожает ресурс национального развития».

Противодействие коррупции, борьба с любыми ее проявлениями были, есть и будут одной из основных задач Федеральной службы судебных приставов.

В 2012 году в 76 территориальных органах ФССП России было возбуждено 598 уголовных дел по должностным преступлениям в отношении 431 работника Службы. Количество выявленных преступлений, совершенных нашими работниками,  и лиц, в отношении которых возбуждены уголовные дела, несколько превысило показатели 2011 года.

Однако это нельзя рассматривать только в том аспекте, что высокая текучесть кадров может способствовать приходу на гос.службу морально неустойчивых элементов. Но именно этот негативный фактор, в свою очередь, обусловливает активизацию работы подразделений по противодействию коррупции. Около 70 % уголовных дел возбуждено по инициативе Федеральной службы судебных приставов.

Нам удалось сократить количество таких преступлений, как хищение или присвоение денежных средств должников. Если в 2011 году уголовные дела по ст. 160 УК РФ были возбуждены в отношении 93 работников Службы, то в 2012 году – в отношении 83. 

Количество лиц, в отношении которых возбуждены уголовные дела по ст. 159 (мошенничество) незначительно возросло – с 36 до 39 соответственно. К сожалению, пока не удалось исправить ситуацию со служебными подлогами. На сегодняшний день это самый распространенный вид должностных преступлений в Службе. В 2011 году уголовные дела по ст. 292 УК РФ (как основной состав) возбуждены в отношении 105 работников ФССП России, в 2012 году – в отношении 121. Данный вопрос станет предметом самого серьезного обсуждения в рамках текущего заседания коллегии, а также на отдельном заседании коллегии ФССП России в апреле текущего года.

Позитивных сдвигов удалось добиться в борьбе со взяточничеством.

В 28 наших территориальных органах в прошедшем году возбуждено 70 уголовных дел по ст. 290 УК РФ за  получение взятки, в 2011 году – 81 уголовное дело. Самая крупная сумма взятки зафиксирована в Управлении ФССП России по Республике Башкортостан (около 2 млн. рублей).    Средняя сумма взятки составила около 118 тыс. руб. Почти 73 % взяточников в наших рядах выявлено силами собственных подразделений противодействия коррупции.

Доказала свою эффективность такая мера, как уведомление государственными гражданскими служащими о склонении их к совершению коррупционных правонарушений. Такая обязанность прямо предусмотрена Федеральным законом  «О противодействии коррупции».

В прошедшем году 440 наших работников уведомили представителя нанимателя о попытках склонения их к получению взяток. Их количество, как и количество уголовных дел, возбужденных в отношении граждан, предлагавших взятки работникам Службы, возросло в 1,5 раза. В отношении взяткодателей в 2012 году возбуждено 175 уголовных дел по ст. 291 УК РФ, при этом по 106 уже вынесены судебные решения.

Эти факты подвергнуты критике со стороны прессы. Но почему-то без внимания оставлен тот факт, что за совершение законных действий взятки предлагались работникам Службы всего в 4 случаях!

Мы продолжим принимать самые решительные меры, направленные как на противодействие коррупции, так и на ее профилактику.

Обеспечение законности в действиях должностных лиц всегда входило в число первоочередных задач ФССП России и сохранит свой приоритет в текущем году.

Мы постоянно выявляем и анализируем причины и условия, способствующие тем или иным нарушениям законодательства, уделяя особое внимание нарушениям, отмеченным в актах прокурорского реагирования.

В этой связи ФССП России планирует обратиться в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Мы были бы признательны за рассмотрение возможности направления в центральный аппарат Службы в электронном виде всех представлений прокуратуры, вынесенных в связи с фактами нарушений закона ее должностными лицами. Это в значительной степени будет способствовать ужесточению контроля и выработке самых действенных мер.

Немаловажной задачей является дальнейшее развитие информационных технологий.

По состоянию на декабрь на всей территории России уже осуществлялось электронное взаимодействие с ФНС России – по приему исполнительных документов и направлению постановлений судебных приставов-исполнителей. Аналогичное взаимодействие планируется запустить в первом  квартале текущего года с ГИБДД России и Пенсионным фондом.

Стратегическая задача на этом направлении – переход на принудительное исполнение в электронном виде. Для ее решения ФССП России необходимо обеспечить юридическую значимость осуществления безбумажного электронного взаимодействия с органами государственной власти.

Ускорит этот процесс принятие федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанного Минюстом России, Минкомсвязи России, Минэкономразвития России совместно с заинтересованными органами и организациями во исполнение поручения Правительства Российской Федерации.

После принятия закона необходимо издание постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении форматов исполнительного документа и постановления судебного пристава, выносимых в виде электронных документов, юридическая значимость которых подтверждена электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации», проект которого ФССП России уже разработан.

В текущем году мы должны продолжать работу, направленную на совершенствование законодательства, затрагивающего все вопросы деятельности Федеральной службы судебных приставов.

Нам предстоят доработка и сопровождение подготовленных в 2012 году проектов указов Президента Российской Федерации, предусматривающих расширение полномочий ФССП России, в частности, по установлению порядка формирования и ведения банка данных и утверждению порядка выдачи и хранения огнестрельного оружия и специальных средств.

Необходимо выработать четкий механизм реализации новой функции по исполнению административного наказания в виде обязательных работ. При участии ФССП России уже подготовлен соответствующий законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», уточняющий порядок проведения данной работы. В настоящее время он уже прошел первое чтение в Государственной Думе Российской Федерации.

Одним из наших приоритетов является законодательное закрепление норм, побуждающих должников к добровольному исполнению своих обязательств. Целесообразно продолжить работу по введению в законодательство института предоставления должником-гражданином или руководителем должника-организации по требованию судебного пристава-исполнителя сведений об имущественном положении (исполнительной декларации). Указанный институт эффективно применяется в большинстве стран, и его введение будет являться действенной мерой установления имущественного положения должника.

Во многих зарубежных государствах в качестве меры принудительного исполнения активно используется ограничение специальных прав должника. В ноябре текущего года депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации внесен законопроект, направленный на установление возможности ограничения судебным приставом-исполнителем права на управление транспортным средством при неисполнении должником требований – связанных с воспитанием детей, и об уплате алиментов.

Можно прогнозировать, что вступление в силу предлагаемых законодательных изменений позитивно повлияет на результативность работы на этом направлении, и в дальнейшем может быть распространено на принудительное исполнение иных категорий судебных актов в отношении физических лиц.

Не в полной мере отвечает требованиям повышения эффективности принудительного исполнения судебных актов система организации реализации имущества должников, существующая на сегодняшний день. В первую очередь, это касается малоценного имущества, механизм реализации которого неэффективен и требует оптимизации. Одним из способов уменьшения затрат на реализацию такого имущества может стать внедрение в качестве способа реализации электронных торгов.

Также, на наш взгляд, целесообразно законодательно установить различные способы обращения взыскания на имущество в зависимости от его стоимости (является оно малоценным или нет). В настоящее время Службой проводится активная работа по подготовке соответствующего законопроекта, и это тоже одна из наших задач.

Но, не боюсь повториться, при любых условиях решающим фактором является человеческий потенциал. Поэтому важнейшая задача – это формирование высокопрофессионального кадрового ядра.

Мы реализуем целый комплекс соответствующих мер, не забывая при этом о мотивации.

В 2012 году более 16,5 тысяч работников ФССП России удостоены самых различных наград. Вручены государственные награды и объявлена благодарность Президента Российской Федерации  44 работникам, это почти в два раза больше, чем в 2011 году. Свыше 1,6 тысяч человек награждены ведомственными наградами Минюста России, около 11 тысяч – ведомственными наградами ФССП России, более 200 – наградами взаимодействующих со Службой министерств и ведомств.

В субъектах Российской Федерации 3 200 работников территориальных органов ФССП России получили награды и поощрения от органов государственной власти субъектов, а также органов местного самоуправления. Необходимо сказать, что все приведенные цифры существенно превышают данные за 2011 год.

Мы проводим конкурсы профессионального мастерства, ставшие уже традиционными. К ним относятся Всероссийский конкурс «Судебные приставы – детям», приуроченный к Международному дню защиты детей, а также Всероссийский конкурс на «лучшего по профессии», проводимый в преддверии нашего профессионального праздника по номинациям «Лучший судебный пристав-исполнитель», «Лучший судебный пристав по ОУПДС» и «Лучший дознаватель». В текущем году к ним добавляется номинация «Лучший судебный пристав, осуществляющий розыск».

В 2012 году впервые в Федеральной службе судебных приставов прошли квалификационные испытания на право ношения зелёного берета – символа чести и профессионального мастерства наших коллег, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов. Новая традиция  призвана повысить престиж работы в ФССП России. Мы надеемся, что в ближайшем будущем испытания на право ношения зелёного берета получат такую же широкую известность и популярность, как испытания на право ношения крапового берета военнослужащими подразделений специального назначения, и привлекут в наши ряды ещё больше достойных кадров.

В 2012 году 17 федеральных государственных гражданских служащих ФССП России получили единовременную субсидию на приобретение жилых помещений.

В нашем ведомственном санатории  «Зеленая долина» получили лечение и просто отдохнули 4,8 тысяч работников Службы и 4,2 тысячи членов их семей.

Активно развивается в ФССП России массовый спорт. В 2012 году в Службе проведены спартакиада, 4 чемпионата по служебно-прикладным видам спорта, а также 7 Всероссийских турниров по комплексному единоборству, в которых приняло участие более 10 тысяч работников.

На Международном турнире по комплексному единоборству на Кубок ОДКБ наши спортсмены заняли 1 место. Судебный пристав по ОУПДС Управления ФССП России по Костромской области Надежда Торлопова стала серебряным призером по боксу на Олимпийских играх в Лондоне.

Однако для сохранения имеющихся и привлечения новых квалифицированных кадров при сложившейся ситуации важнейшее значение имеет разрешение вопроса об отнесении Федеральной службы судебных приставов к правоохранительным органам. От этого зависят конкурентноспособность Службы на рынке труда, престижность и привлекательность профессии судебного пристава, и, в конечном итоге, дальнейшее развитие ФССП России.

Несмотря на всю важность и сложность задач, выполняемых Службой, нельзя забывать о том, что авторитет в обществе, в глазах граждан зависит не только от результатов нашей работы, но и от нашей духовности и гражданской позиции.

Поистине знаковым событием в жизни для Службы стало учреждение в 2012 году Указом Президента Российской Федерации знамени Федеральной службы судебных приставов.

Далеко не все государственные органы удостоены такой чести, что, безусловно, является свидетельством укрепления авторитета Службы в государстве. Знамя – особо почитаемая реликвия, воплощающая лучшие традиции и способствующая укреплению духовности и единства.

Для нас традиции включают в себя создание, сохранение и передачу духовно-нравственных ценностей, всего того, из чего складывается идеология.

Одну из ведущих позиций занимает патриотическое воспитание.

В 2011 году в составе общественной организации «Поисковое объединение «Долг» из работников Управления ФССП России по Смоленской области был сформирован поисковый отряд имени Феодора Стратилата. Это положило начало созданию в Федеральной службе судебных приставов добровольного поискового движения, и в 2012 году в эту работу включилось уже более 70% наших территориальных органов.

Работники Службы на добровольной основе и в свободное время принимают активное участие в поисковых экспедициях, изучении архивных документов, розыске семей погибших защитников Отечества. Сводный поисковый отряд ФССП России в 2012 году принял участие в поисковой экспедиции в международной «Вахте памяти-2012» в Брянской области. Даже наши дети принимают участие в поисковых сборах и экспедициях, проводимых в рамках соглашения с Военно-патриотическим центром «Вымпел».

В декабре в Государственном историческом музее состоялось торжественное мероприятие по случаю награждения наиболее активных участников поисковых отрядов, которое проводилось Союзом поисковых отрядов в рамках Года Российской истории. Деятельность ФССП России по поиску и увековечению памяти погибших солдат была высоко оценена основателями и активистами поискового движения, Служба была награждена памятной медалью.

Во всех регионах страны наши работники оказывают помощь ветеранам Войны и труженикам тыла, ухаживают за могилами. В 2012 году 19 территориальных органов Федеральной службы судебных приставов стали полноправными участниками военных парадов, посвященных Дню победы.

Все это корреспондируется с положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в котором Владимир Владимирович говорил о том, «насколько важно беречь историческую ратную память Отечества», и выразил «особые слова благодарности бойцам поисковых отрядов».

Вопросам работы с подрастающим поколением мы уделяем особо внимание. Проводимый Службой Фестиваль-конкурс «Хрустальные звездочки», получивший признание не только у нас в стране, но и уже за ее рубежами, позволяет раскрываться творческим способностям молодёжи. В 2012 году число его участников вновь увеличилось. В декабре в Московском международном доме музыки состоялся заключительный этап фестиваля. Жюри под председательством  Иосифа Давыдовича Кобзона отметило высокий уровень подготовки финалистов, более половины из которых представляли дети работников ФССП России.

В очередной раз мы провели Всероссийский конкурс «Юный правозащитник» и Конкурс студенческих работ, которые поддерживают и развивают  интерес новых поколений к истории Института судебных приставов и к проблемам исполнительного производства. Учитывая растущий интерес к этим вопросам молодых юристов, с этого года мы будем проводить уже конкурс научных, а не студенческих работ, пополнив круг его участников аспирантами и адъюнктами.

В прошедшем году, как и ранее, ФССП России организовала детский летний отдых для конкурсантов «Юного правозащитника» и «Хрустальных звездочек» в детских центрах «Орленок», «Смена» и «Океан».

С 2010 года Федеральная служба судебных приставов оказывает поддержку деятельности благотворительного фонда «Подари жизнь». Коллектив Службы регулярно участвует в проводимых Фондом акциях по сдаче крови для детей, больных онкологическими заболеваниями.

В 2012 году проведены три такие акции. В общей сложности сдали кровь более 200 работников центрального аппарата, многие из которых, включая все руководство Службы, принимали участие во всех акциях.

Как и ранее, в прошедшем году работники центрального аппарата активно оказывали помощь подшефному детскому дому № 5.

Еще одна наша добрая традиция – участие в восстановлении храма святого великомученика Феодора Стратилата, который по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2010 года почитается духовным покровителем Федеральной службы судебных приставов.

В истекшем году деятельность Федеральной службы судебных приставов стала активнее освещаться в средствах массовой информации. Общее количество материалов о деятельности ФССП России, опубликованных в СМИ, возросло более чем на треть. В текущем году Служба будет оставаться открытой для средств массовой информации, с которыми мы хотели бы сотрудничать на основе взаимного уважения и партнерства.

Несмотря на все проблемные вопросы, озвученные мной в докладе, его завершающая часть убедительно доказывает, что в Службе имеется здоровое кадровое ядро. У нас есть профессионалы, есть высоконравственные люди, являющиеся воистину патриотами своей страны и преданные делу, которому они служат. Это вселяет оптимизм, с которым мы можем смотреть в будущее.

Время создания/изменения документа: 29 января 2013 15:10 / 28 декабря 2015 11:51

Версия для печати