Доклад о результатах деятельности Федеральной службы судебных приставов в 2015 году

Федеральная служба судебных приставов является подведомственным Министерству юстиции Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов и принудительному исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц.

В 2015 году (далее – отчетный период) Федеральной службой судебных приставов реализован комплекс мер, направленных на выполнение основных задач в установленной сфере деятельности.

Деятельность ФССП России осуществлялась в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Юстиция», утвержденной постановлением Правительства от 15.04.2014 № 312 (далее – ГП «Юстиция»). ФССП России является соисполнителем по ГП «Юстиция», а также ответственным исполнителем ее подпрограммы 4 «Повышение качества принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц и обеспечение установленного порядка деятельности судов».

При исполнении Федеральной службой судебных приставов задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов чрезвычайных происшествий, повлекших причинение вреда здоровью участников судебных процессов, работников и посетителей судов и судебных участков мировых судей, в отчетном периоде не допущено.

В результате взаимодействия ФССП России с Судебным Департаментом при Верховном Суде РФ, руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и аппаратами мировой юстициив сравнении с 2014 годом повысился уровень оснащенности пропускных постов в зданиях судов и судебных участках мировых судей исправными стационарными металлообнаружителями, а также современными системами видеонаблюдения, что способствуетусилению антитеррористической защищенности.

Оснащенность пропускных постов зданий федеральных судов общей юрисдикции исправными стационарными металлообнаружителями возросла на 5 % и приблизилась к 97 %, современными системами видеонаблюдения – на 5,3 %, оснащенность составило 93,6 %. В зданиях (помещениях) судебных участков мировых судей оснащенность пропускных постов металлообнаружителями возросла на 15,7 %, камерами видеонаблюдения – на 19,2 %, однако составила всего 48,7 % и 56,2 % соответственно, в связи с чем данный вопрос по-прежнему остается проблемным.

Силами судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее – судебные приставы по ОУПДС) организована охрана 2 539 федеральных судов общей юрисдикции, расположенных в 3 011 зданиях, из которых 163 (в том числе 99 зданий арбитражных судов и 64 – судов общей юрисдикции) обеспечены круглосуточной охраной (в 2014 году – 96 и 58 соответственно). Показатель ГП «Юстиция», характеризующий эффективность деятельности ФССП России в сфере круглосуточной охраны зданий судов, выполнен. Его фактическое значение составило по итогам 2015 года 56,6 % при прогнозном значении 50 %.

Судебными приставами по ОУПДС осуществлено 419,5 тыс. приводов лиц, уклонявшихся от явки по вызову суда (судьи). Предусмотренный ГП «Юстиция» показатель результативности исполнения постановлений судов о приводе лиц, уклоняющихся от явки, выполнен на 95,4 % при прогнозном значении 80%.

До Государственной границы Российской Федерации препровождено около 35,6 тыс.иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежавших административному выдворению на основании судебных актов.

При реализации полномочий по оказанию органам внутренних дел содействия в розыске и задержании лиц, скрывавшихся от органов дознания, следствия или суда, разыскано 11 160лиц (на 22 % больше чем в 2014 году), при этом 1 006 из них – за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

Эффективность работы судебных приставов по ОУПДС зависит от их профессионализма, полученных навыков и умения действовать в нестандартных ситуациях. В целях обеспечения необходимого уровня физической подготовленности в Федеральной службе судебных приставов активно развиваются служебно-прикладные и иные виды спорта.

В 2015 году ФССП России приняла участие в 15 всероссийских и международных турнирах по Комплексному единоборству, подготовлено 58 мастеров спорта и два мастера спорта международного класса. Сборная команда Службы одержала восьмую подряд победу в XIII Международном турнире по комплексному единоборству на Кубок Организации Договора о коллективной безопасности среди сотрудников силовых подразделений государств – членов ОДКБ.

В сфере принудительного исполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц отмечается устойчивая тенденция роста количества исполнительных документов, поступающих в Федеральную службу судебных приставов.

В 2015 году на основании исполнительных документов, поступивших на принудительное исполнение, в ФССП России возбуждено 45,6 млн. исполнительных производств, что на 6 млн. больше чем в 2014 году. В том числе на 2,5 млн. увеличилось количество исполнительных производств, возбужденных на основании постановлений органов Госавтоинспекции.

Всего в отчетном периоде на исполнении в ФССП России находилось 69,9 млн. исполнительных производств, при этом 37,5 млн. (53,6 %) составили акты несудебных органов и должностных лиц.

Вследствие этого продолжился рост служебной нагрузки судебных приставов-исполнителей. Средняя нагрузка одного судебного пристава-исполнителя по количеству исполнительных производств, находящихся на исполнении в течение года, в сравнении с 2014 годом возросла с 2,5 тыс. до 2,9 тыс. исполнительных производств.

В целях повышения эффективности исполнительного производства в отчетном периоде Федеральной службой судебных приставов реализован комплекс мер, в том числе по оптимизации межведомственного взаимодействия с органами государственной власти, кредитными и иными организациями по вопросам принудительного исполнения требований исполнительных документов.

В рамках действующих соглашений ФССП России активно взаимодействует с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Осуществляется конструктивное взаимодействие с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка при исполнении требований исполнительных документов, непосредственно затрагивающих интересы детей.

В 2015 году заключены соглашения ФССП России с Рослесхозом, ФСИН России, Росимуществом, Россреестром, Следственным комитетом Российской Федерации, ФТС России, Государственным казенным учреждением города Москвы «Организатор перевозок», ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию».

Развивалось межведомственное электронное взаимодействие, продолжалась работа по организации перехода на безбумажный юридически значимый документооборот.

Федеральным законом от 08.03.2105 № 41-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 08.03.2105 № 41-ФЗ) предусмотрена возможность оформления в форме электронных документов исполнительных документов, выдаваемых (выносимых) в гражданском, арбитражном, уголовном и административном процессах, и направления их для исполнения в ФССП России.

В целях реализации положений Федерального закона от 08.03.2015 № 41-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной службой судебных приставов подготовлены проекты постановлений Правительства Российской Федерации, направленные на регламентацию:

порядка направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, лицу, участвующему в исполнительном производстве, при соблюдении которого указанное лицо считается извещенным;

порядка определения видов электронной подписи, использование которых допускается при подаче ходатайств, объяснений, отводов и жалоб стороной исполнительного производства должностному лицу службы судебных приставов в форме электронного документа.

Федеральная служба судебных приставов участвовала в подготовке постановления Правительства Российской Федерации от 20.10.2015 № 1121 «Об утверждении требований к форматам исполнительных документов, вынесенных и (или) направляемых для исполнения в форме электронного документа».

В декабре 2015 года подготовлен и согласован план мероприятий по организации электронного взаимодействия между ФССП России и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в 2016 году.

Заключены соглашения с 22 банками (на текущий момент действуют соглашения уже с 93 кредитными организациями). Реализуется электронное межведомственное взаимодействие с Федеральной налоговой службой (из 2,4 млн. постановлений налоговых органов на общую сумму 261 млрд. руб., поступивших в отчетном периоде в территориальные органы ФССП России, 2,1 млн. постановлений поступило посредством электронного документооборота); в конце ноября осуществлен переход на безбумажный документооборот между ФССП России и ГУОБДД МВД России (всего в 2015 году посредством электронного документооборота получено 8,3 млн. постановлений органов Госавтоинспекции).

Развитие электронного межведомственного взаимодействия способствует оперативности принятия судебными приставами-исполнителями процессуальных решений и обеспечению соблюдения прав сторон исполнительного производства.

На результаты работы в сфере исполнительного производства оказывает влияние деятельность по исполнительному розыску и применению мер принудительного исполнения, направленных на обращение взыскания на имущество должников.

Для более эффективной реализацииФССП России полномочий по исполнительному розыску в 2015 году Службе обеспечен доступ к информационным ресурсам Генерального секретариата Интерпола, используемым при проверке лиц, находящихся в розыске по исполнительным документам, выданным на основании судебных актов по уголовным делам и по гражданским искам.

Территориальные органы ФССП России совместно с силовыми ведомствами регулярно принимали участие в проведении оперативно-профилактических мероприятий, направленных на установление местонахождения разыскиваемых лиц. В ходе таких мероприятий установлено местонахождение 5,8 тыс. должников-граждан.

В целях повышения эффективности исполнительного розыска детей организовано взаимодействие с телевизионной студией ГУ МВД России по Москве, в телепередаче «Петровка, 38» периодически освещается информация об исполнительном розыске детей, одновременно демонстрируются их фотографии.

Всего за 2015 год разыскано 75,7 тыс. должников-граждан, из них 54,4 тыс. – должники по алиментам. Разыскано 113 детей, в том числе установлено местонахождение 55 детей, разыскиваемых по запросам Минобрнауки России. Сумма разысканного имущества превысила 2,7 млрд. руб.

В сравнении с 2014 годом с 276,1 тыс. до 326,4 тыс. возросло количества арестов, наложенных на имущество должников в рамках исполнительных производств с суммой задолженности свыше 3 тыс. руб.

Доказала свою эффективность самостоятельная реализация должниками имущества стоимостью до 30 тыс. руб. С марта 2014 года, когда был законодательно изменен порядок реализации такого имущества, по декабрь 2014 года должниками самостоятельно реализовано имущество на сумму 745 млн. руб., за 2015 год – почти вдвое больше, на сумму 1,4 млрд. руб.

Прогнозное значение показателя «Степень влияния реализации имущества должников на эффективность исполнения актов судебных и иных органов», установленное ГП «Юстиция» в размере 11 %, превышено. По итогам 2015 года его фактическое значение составило 13,4 %.

Серьезным фактором, способствующим исполнению требований судебных актов, является применение временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации. В результате установления ограничения на выезд должников из Российской Федерации в 2015 году исполнены требования 114,7 тыс. исполнительных документов, что на 38 % больше, чем в 2014 году. Общая взысканная сумма возросла с 12,1 млрд. руб. до 15,9 млрд. руб.

В течение 2015 года в соответствии с планом, утвержденным Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, ФССП России совместно с иными органами проводилась работа, направленная на сокращение сроков снятия ограничений прав на выезд должников за пределы Российской Федерации и обеспечения беспрепятственного выезда после оплаты задолженности по исполнительным производствам.

На совещании, состоявшемся в декабре 2015 года в Минкомсвязи России, отмечена готовность проведения комплексных испытаний информационного обмена между ФССП России и Пограничной службой, работа будет продолжена в текущем году.

По итогам 2015 года отмечается активизация применения мер уголовно-правового воздействия к должникам. Всего в отчетном периоде территориальными органами ФССП России возбуждено 77,8 тыс. уголовных дел (из них 74,8 тыс. – в отношении лиц, злостно уклоняющихся от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей), расследовано 74,4 тыс. уголовных дел.

Вследствие реализации уголовно-процессуальных полномочий фактически взысканная сумма по оконченным исполнительным производствам превысила 1,2 млрд. рублей. Благодаря применению мер уголовно-правового воздействия, в частности, окончено 396 исполнительных производств, возбужденных на основании исполнительных документов о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Большое внимание в Федеральной службе судебных приставов уделяется обеспечению законности привлечения лиц к уголовной ответственности. В отчетном периоде дознавателями Службы с обвинительным актом в суды направлено 72,8 тыс. уголовных дел. Количество постановленных судами оправдательных приговоров и уголовных дел, прекращенных по реабилитирующим основаниям, в целом составило всего 0,03 % от этого числа.

Прогнозное значение показателя «Обеспечение законности при производстве дознания по уголовным делам, подследственным ФССП России», установленное ГП «Юстиция» в размере не более 0,15 %, не превышено.

В целях устранения нарушений, выявленных в ходе предварительного расследования и способствующих совершению преступлений (профилактики преступлений), в организации или соответствующим должностным лицам дознавателями внесено более 50 тыс. представлений о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений (на 14 % больше, чем в 2014 году).

Территориальными органами ФССП России опубликовано и размещено в телекоммуникационной информационной сети «Интернет» свыше 7 тыс. материалов о результатах расследования уголовных дел, организовано более 500 выступлений должностных лиц ФССП России в средствах массовой информации, перед общественностью, а также на собраниях трудовых коллективов.

Необходимо отметить, что наличие целого ряда объективных факторов негативного характера не позволило ФССП России достичь по итогам 2015 года прогнозного значения показателя ГП «Юстиция» «Доля оконченных фактическим исполнением исполнительных производств» (38,6 % при прогнозном значении 47,5 %), а также целевого индикатора «Интенсивность исполнения исполнительных производств (процентов)», установленного на 2015 год Федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России» на 2013-2020 годы(97,9 % при прогнозном значении 102 %).

Серьезное влияние на выполнение показателя «Доля оконченных фактическим исполнением исполнительных производств» оказало поступление 11,8 млн. исполнительных документов в IV квартале 2015 года. Ввиду необходимости проведения по возбужденным исполнительным производствам в полном объеме всех процессуальных действий, предусмотренных законодательством, они не могли быть завершены до конца 2015 года.

В отчетном периоде отменено 1,2 млн. постановлений о возбуждении исполнительных производств о взыскании административных штрафов, что, в основном, связано с оплатой штрафов еще до поступления исполнительных документов к судебным приставам-исполнителям.

По 3,7 млн. исполнительных производств (на 28 % больше, чем в 2014 году) производятся удержания денежных средств из заработной платы и иных доходов должников. Такой результат стал возможен благодаря организованному взаимодействию с Пенсионным фондом Российской Федерации в части получения информации о месте работы должников. Однако такие исполнительные производства имеют перспективу окончания фактическим исполнением только в будущем.

Зачастую затруднительным или даже невозможным является исполнение требований исполнительных документов о взыскании задолженности по жилищно-коммунальным платежам (3,9 млн. исполнительных производств) и в пользу кредитных организаций (4,1 млн. исполнительных производств, на 30 % больше, чем в 2014 году). На эффективность их исполнения негативно влияет предъявление исполнительных документов в отношении недействующих юридических лиц, организаций-банкротов, отсутствие у должников денежных средств либо имущества, постоянного места работы, выдача кредитов микрофинансовыми организациями без надлежащей проверки платежеспособности заемщиков.

В этой связи необходимо отметить, что сокращению исполнительных производств о взыскании кредитных платежей будет способствовать реализация Федерального закона от 29.06.2015 № 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный закон регулирует, в том числе вопросы банкротства должников-граждан и предусматривает возможность проведения реструктуризации долгов гражданина.

Несмотря на сложности объективного характера, в результате реализации всего комплекса мер общее количество оконченных и прекращенных исполнительных производств в сравнении с 2014 годом возросло с 35,3 млн. до 43,3 млн. исполнительных производств. Фактическим исполнением окончено 25,6 млн. исполнительных производств различных категорий, что на 2,6 млн. превысило аналогичный показатель 2014 года. При этом количество фактически исполненных постановлений ГИБДД о взыскании административных штрафов возросло на 22,5 % и составило 12,5 млн.

Необходимо отметить, что нагрузка по оконченным и прекращенным исполнительным производствам на одного судебного пристава-исполнителя в день возросла с 5,9 в 2014 году до 7,2 в 2015 году (на 22,5 %), в том числе за счет применения современных информационных технологий в процессе исполнения исполнительных документов.

В результате планомерной работы остаток неоконченных исполнительных производств по взысканию алиментов снизился за 2015 год с 936,9 тыс. до 906,1 тыс. Количество исполнительных производств, по которым должники не приступили к выполнению алиментных обязательств сократилось с 290,5 тыс. до 266,8 тыс., в том числе за счет применения в отношении злостных неплательщиков алиментов мер уголовно-правового воздействия.

В 2015 году в пользу детей (без учета денежных средств, выплаченных должниками в добровольном порядке, либо удержанных бухгалтериями организаций из заработной платы и (или) иных доходов должника) взыскано около 18,7 млрд. руб. (за 2014 год – 16,3 млрд. руб.), из них порядка 2,3 млрд. руб. – в результате применения полномочий по ограничению выезда должников из Российской Федерации.

Отмечается увеличение количества исполненных судебных решенийо предоставлении жилья детям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения предоставлены в рамках 9,3 тыс. исполнительных производств указанной категории (в 2014 году – 8,6 тыс.).

Сумма, взысканная судебными приставами-исполнителями в отчетном году, превысила аналогичный показатель 2014 года на 44,4 млрд. руб. и составила 474,7 млрд. руб. В результате деятельности Федеральной службы судебных приставов в консолидированный бюджет Российской Федерации перечислено 146 млрд. руб. (на 20,7 млрд. руб. больше, чем в 2014 году), в том числе исполнительский сбор на сумму свыше 9,6 млрд. руб. Плановое задание по взысканию исполнительского сбора, установленное Минфином России, выполнено на 108,9 %.

В счет погашения задолженности по административным штрафам органов Госавтоинспекции в бюджет перечислено 9,9 млрд. руб. (на 2,7 млрд. руб. или на 37,5 % больше, чем в 2014 году). Сумма взысканных налоговых платежей возросла на 14,5 млрд. руб. (26,3 %) и составила 69,9 млрд. руб.

В 2015 году проведена работа, направленная на повышение открытости Федеральной службы судебных приставов для граждан и организаций.

Существенно возросла посещаемость интернет-сайта Федеральной службы судебных приставов (более 162 млн. посещений, в 2014 году – 129 млн.). В отчетном периоде на интернет-сайте электронный сервис внедрен «Личный кабинет стороны исполнительного производства», позволяющий взыскателю или должнику получить информацию о ходе исполнительного производства, подать обращение (заявление, ходатайство, жалобу) в электронном виде, стороной которого они являются, а также просматривать содержание ранее поданных заявлений и ответов. Через «Личный кабинет» в 2015 в ФССП России было направлено 20,5 тыс. заявлений.

В настоящее время на интернет-сайте реализована первая очередь сервиса «Личный кабинет стороны исполнительного производства». Зарегистрировавшись в личном кабинете, граждане могут получать информацию о ходе исполнительного производства. В 2016 году планируется запуск второй очереди, при этом сторонам исполнительного производства будет предоставлена возможность получать с помощью сервиса юридически значимые процессуальные документы, выносимые судебными приставами-исполнителями в рамках исполнительного производства.

В результате мер по популяризации сервиса «Банк данных исполнительных производств», размещенного на официальном интернет-сайте ФССП России, его посещаемость возросла с 44 млн. до 56 млн. посещений.

В 2015 году к пяти уже имеющимся в Банке данных исполнительных производств платежным системам дополнительно подключены электронные платежные системы «Яндекс.Деньги», «ПЭЙМО», «Система Город» и «Башкомснаббанк». Общее количество оплат задолженности по исполнительным производствам при помощи платежных систем возросло с 310,6 тыс. до 556,4 тыс., а сумма оплаченной задолженности составила почти 1,4 млрд. руб., тогда как в 2014 году – 657 млн. руб.

Сервис оплаты задолженности реализован в приложении ФССП России для мобильных устройств, использующих операционные системы Android, iOS и WindowsPhone, количество загрузок приложения превысило 1 млн.

В целях повышения качества предоставления ФССП России государственных услуг в отчетном периоде проведены мероприятия по интеграции Единого портала государственных услуг и ведомственной автоматизированной информационной системы и подключению центрального аппарата ФССП России и ее территориальных органов к Федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Всего в 2015 году ФССП России было предоставлено 7,3 млн. государственных услуг, из них порядка 7,2 млн. – в электронном виде.

С апреля 2015 года функционирует в новом формате Центр телефонного обслуживания ФССП России, созданный в структуре Управления ФССП России по Москве. Он оснащен современным оборудованием и профессиональным программным обеспечением, благодаря чему в отчетном периоде Центром обработано более 1,1 млн. звонков (одним оператором за день обрабатывается от 110 до 150 звонков).

С декабря 2015 года во всех структурных подразделениях территориальных органов ФССП России заработали специализированные «горячие линии» для предоставления справочной информации, сведения о телефонных номерах которыхразмещены в разделе «Контакты» на официальных интернет-сайтах территориальных органов ФССП России.

В 2015 году в Службе введена практика проведения «Дня открытых дверей». В июне и сентябре дни открытых дверей проведены в центральном аппарате ФССП России, в июле – в структурных подразделениях управлений ФССП России по Москве и Московской области, с участием представителей центрального аппарата ФССП России. По результатам проведения данных мероприятий рассмотрено более 14 тыс. устных и письменных обращений граждан. В рамках дня открытых дверей должниками оплачивалась задолженность по исполнительным документам, в результате чего фактическим исполнением окончено 4,8 тыс. исполнительных производств.

Отмечается увеличение количества граждан и представителей организаций, принятых в ФССП России на личном приеме. В целом в отчетном периоде в принято 151,8 тыс. граждан (в 2014 году – 146,4 тыс.), в том числе около 700 – руководством центрального аппарата, 5,7 тыс. – руководителями территориальных органов ФССП России.

Все перечисленные меры расширили возможности оперативного взаимодействия граждан должностными лицами с ФССП России. Это в определенной мере способствовало сокращению с 281,3 тыс. в 2014 году до 277,2 тыс. количества обращений, принятых в ФССП России к рассмотрению, в том числе с 50,8 тыс. до 42,3 тыс. (на 17 %) сократилось количество обращений по вопросам, связанным с взысканием алиментов. В целом на 40 % снизилось число повторных обращений.

Снизилось и количество заявлений (административных исковых заявлений) об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России, принятых к рассмотрению в 2015 году судами Российской Федерации (79,8 тыс. заявлений, на 2,8 тыс. заявлений меньше, чем в 2014 году). Удовлетворено судами 4,3 тыс. заявлений (практически на уровне 2014 года), что составило 5,4 % от количества заявлений, принятых к рассмотрению. Прогнозное значение показателя «Законность действий должностных лиц Федеральной службы судебных приставов», установленный на 2015 год ГП «Юстиция» в размере 7 %, не превышено.

В Федеральной службе судебных приставов в 2015 году продолжалось внедрение операционной системы «Гослинукс» (типового дистрибутива Автоматизированной информационной системы ФССП России), которая обеспечивает наличие на рабочих местах работников ФССП России системного отечественного защищенного программного обеспечения. Количество рабочих мест, на которых установлена ОС «Гослинукс», превысило 12 тыс., в 2016 году планируется установить данную операционную систему на 50% рабочих мест работников ФССП России. Это позволит осуществлять реализацию программы по импортозамещению в сфере информационных технологий и будет способствовать экономии бюджетных средств за счет отказа от приобретения программных продуктов Майкрософт.

В течение 2015 года в ФССП России продолжалась планомерная работа по реализации государственной кадровой политики и формированию кадрового состава, способного эффективно решать стоящие перед ним задачи.

В связи с сокращением предельных объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на выплату денежного содержания работникам ФССП России, в 2015 году проведены организационно-штатные мероприятия, в ходе которых сокращена штатная численность центрального аппарата и территориальных органов. При этом должности судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по ОУПДС, непосредственно реализующих основных задачи, возложенные на ФССП России, не сокращались. Продолжается практика перераспределения штатной численности судебных приставов-исполнителей, их помощников, дознавателей между территориальными органами ФССП России, что позволяет обеспечить сбалансированность служебной нагрузки и повысить эффективность деятельности всех территориальных органов.

В отчетном периоде, как и ранее, в Федеральной службе судебных приставов осуществлялась деятельность по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

В территориальных органах ФССП России в 2015 году рассмотрено 2,7 тыс. обращений о возможных коррупционных правонарушениях, допущенных работниками Службы (в том числе 234 поступивших по «телефону доверия»). Из них признано обоснованным и направлено в правоохранительные органы 91 обращение, по которым возбуждено 18 уголовных дел.

По итогам 2015 года в целом отмечается тенденция к снижению числа преступлений, совершенных работниками Службы. Так, уголовные дела по должностным преступлениям возбуждены в отношении 297 работников территориальных органов ФССП России, включая бывших работников (в 2014 году – 328). При этом количество лиц, совершивших служебный подлог, снизилось по сравнению с 2014 годом на 53 % (с 64 до 30), в отношении которых возбуждены уголовные дела за совершение присвоения и растраты денежных средств и имущества – на 23,5 % (с 85 до 65).

Если в 2014 году (в сравнении с 2013 годом) отмечалось увеличение фактов взяточничества в Службе на 17 %, то в отчетном периоде количество уголовных дел, возбужденных в отношении работников ФССП России за получение взятки, снизилось на 12 % (возбуждено 66 дел). Кроме того, в 2015 году по уведомлениям государственных гражданских служащих ФССП России возбуждено 152 уголовных дела в отношении граждан, которые пытались дать взятки работникам территориальных органов ФССП России.

Федеральная служба судебных приставов является участником государственных программ Российской Федерации «Юстиция», «Развитие здравоохранения» и «Социальная поддержка граждан».

Объем лимитов бюджетных обязательств на 2015 год, доведенный до ФССП России по ГП «Юстиция», составляет 45 347 623,0 тыс. руб. Кассовое исполнение расходов на 31.12.2015 составило 45 192 741,4 тыс. руб. или 99,7 % от доведенных лимитов бюджетных обязательств. В структуре расходов ГП «Юстиция» 79,6 % составили расходы на оплату труда в 2015 году.

Объем лимитов бюджетных обязательств на 2015 год, доведенный до ФССП России по ГП «Развитие здравоохранения», составляет 245 470,1 тыс. руб. Кассовое исполнение расходов на 31.12.2015 составило 245 171,2 тыс. руб. или 99,9 % от доведенных лимитов бюджетных обязательств. В рамках реализации данной программы в отчетном периоде ФГКУ «Санаторий ФССП России «Зеленая долина» реализовано 8,9 тыс. путевок, в том числе 7,2 тыс. – работникам ФССП России и членам их семей.

Объем лимитов бюджетных обязательств на 2015 год, доведенный до ФССП России по ГП «Социальная поддержка граждан», составляет 1 112,5 тыс. руб. Кассовое исполнение расходов на 31.12.2015 составило 1 112,5 тыс. руб. или 100  % от доведенных лимитов бюджетных обязательств. Средства направлены на выплату компенсации лицам, являвшимся судебными приставами, утратившим возможность заниматься профессиональной деятельностью, и нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) судебных приставов.

ФССП России выделялись средства федерального бюджета на реализацию федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Объем лимитов бюджетных обязательств на 2015 год, доведенный до ФССП России по федеральной целевой программе «Жилище» составил 27 990,1 тыс. руб. Субсидии на приобретение жилья (на общую сумму 27 986,6 тыс. руб.) выделены пяти федеральным государственным гражданским служащим (трое из них имеют трех и более детей) и 20 членам семей федеральных государственным гражданских служащих.

Объем лимитов бюджетных обязательств на 2015 год, доведенный до ФССП России по федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 – 2020 годы», составляет 384 318,0 тыс. руб. (на строительство пяти административных зданий для размещения территориальных органов и на проведение проектных и изыскательских работ по строительству двух объектов, а также на выполнение мероприятия «Информатизация Федеральной службы судебных приставов»). Кассовое исполнение расходов на 31.12.2015 составило 186 843,9 тыс. руб. или 48,6 % от доведенных лимитов бюджетных обязательств, что обусловлено невыполнением обязательств по государственным контрактам подрядными организациями (по четырем объектам), незаключением государственного контракта на строительство объекта ввиду отсутствия предложений, а также в связи с переносом срока заключения государственного контракта на строительство объекта.

Сведения о реализации Федеральной службой судебных приставов федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» размещены на официальном интернет-сайте ФССП России.

В целях реализации мер по противодействию коррупции и повышению прозрачности процедур проведения торгов расширена практика проведения открытых аукционов в электронной форме для определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд Федеральной службы судебных приставов.

В 2015 году в центральном аппарате ФССП России была осуществлена 81 закупка с использованием конкурентных процедур определения поставщика, из них 55 – путем проведения электронных аукционов (их доля составила 68 %). В результате проведения конкурентных способов определения поставщиков в 2015 году сэкономлено более 32 178,6 тыс. руб.

Всего в отчетном периоде центральным аппаратом ФССП России осуществлено 282 процедуры закупок, в том числе заключен 271 государственный контракт на сумму более 1 473 144,1 тыс. руб., отменено 11 закупок по причинам отсутствия заявок на участие в закупке, либо их несоответствия требованиям документации по различным основаниям. Предписания об устранении нарушений законодательства, действующего в сфере государственных закупок, Федеральной антимонопольной службой в 2015 году ФССП России не выдавались.

Сведения об исполнении Федеральной службой судебных приставов федерального бюджета и осуществлении закупок размещаются в свободном доступе на официальном интернет-сайте ФССП России.

Совместно с Министерством юстиции Российской Федерации ФССП России принимает активное участие в совершенствовании действующего законодательства Российской Федерации.

В 2015 году принято 16 федеральных законов, затрагивающих вопросы деятельности Федеральной службы судебных приставов, в разработке которых Служба принимала участие. Их реализация позволит существенно оптимизировать исполнительное производство.

В частности, Федеральным законом от 08.03.2015 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» усовершенствован механизм исполнения уголовного наказания в виде штрафа; Федеральным законом от 08.03.2015 № 41-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена возможность вынесения и направления судебному приставу-исполнителю исполнительных документов в электронном виде. Федеральный закон от 06.04.2015 № 72-ФЗ «О внесении изменений в статью 323 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» наделил судебного пристава-исполнителя правом обращения в суд за получением дубликата утраченного исполнительного листа в целях защиты прав взыскателей.

Работа по подготовке предложений в части изменения законодательства осуществляется ФССП России на постоянной основе, с учетом результатов мониторинга правоприменения и складывающейся судебной практики, и будет продолжена в текущем году.

В рамках международного сотрудничества в сентябре 2015 года Федеральной службой судебных приставов совместно с Правительством Республики Бурятия, Бурятским государственным университетом и Всероссийским государственным университетом юстиции (РПА Минюста России), а также Ассоциацией юридического образования проведена в городе Улан-Удэ (Республика Бурятия) VI международная научно-практическая конференция на тему «Ограничение прав должника: новеллы законодательства и практика применения». В работе конференции приняли участие главы ведомств, исполняющих судебные решения, представители научного и юридического сообществ из 18 стран мира.

В ноябре 2015 года Федеральная служба судебных приставов приобрела статус полноправного члена Международного союза судебных исполнителей (МССИ), объединяющего в настоящее время 106 государств. Меморандум о сотрудничестве и полноправном членстве ФССП России в МССИ подписан в Гааге (Королевство Нидерланды) директором Федеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав Российской Федерации А.О. Парфенчиковым и Президентом Международного союза судебных исполнителей Франсуазой Андрие. С 2008 года ФССП России являлась ассоциированным членом МССИ (без права голоса), полноправное членство позволит участвовать в принятии решений (резолюций) на заседаниях Постоянного Совета и Международного конгресса судебных исполнителей с правом голоса.

С 2006 года в качестве постоянно действующего совещательного органа при Федеральной службе судебных приставов действует Научно-консультативный совет (далее – Совет), образованный в соответствии с приказом ФССП России от 14.04.2006 № 46 «О Научно-консультативном совете при Федеральной службе судебных приставов».

В состав Совета входят руководящий состав ФССП России, представители федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, научно-исследовательских и образовательных учреждений. Основной задачей Совета является разработка научно обоснованных рекомендаций по вопросам, возникающим в деятельности судебных приставов при применении законодательных и иных нормативных правовых актов, а также предложений по их совершенствованию.

В 2015 году состоялось два заседания Совета по темам «Модернизация системы принудительной реализации имущества должников» (с обсуждением проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования порядка реализации имущества должников») и «Обеспечение в ходе исполнительного производства преимущественного права покупки при обращении взыскания на имущество должника, принадлежащее ему на праве долевой собственности».

В 2007 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2006 № 842 образован Общественный совет при Федеральной службе судебных приставов (далее – Общественный совет), являющийся постоянно действующим совещательно-консультативным органом общественного контроля.

В настоящее время Общественный совет действует на основе положения, утвержденного приказом ФССП России от 27.12.2013 № 644 «Об Общественном совете при Федеральной службе судебных приставов».

Основной задачей Общественного совета является содействие ФССП России в обеспечении защиты и согласования интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, организаций, органов государственной власти для решения вопросов в сфере деятельности ФССП России, а также осуществления общественного контроля за деятельностью ФССП России.

В 2015 году состоялось три заседания Общественного совета, на которых рассмотрено 18 вопросов, в том числе о подведении итогов и совершенствовании деятельности общественных советов при ФССП России и ее территориальных органах, о работе с обращениями и проведении личного приема граждан в рамках «Дня открытых дверей», вопросы, касающиеся открытости ФССП России, а также ряд вопросов, связанных с организацией различных мероприятий. Члены Общественного совета участвовали во всех значимых мероприятиях, проводимых ФССП России.

Введена практика проведения совместных заседаний в режиме видеоконференцсвязи Общественного совета ФССП России и Общественных советов при ее территориальных органах ФССП России. Обсуждаемые на заседаниях Общественного совета вопросы и принятые решения доводятся до сведения общественности через официальный интернет-сайт Федеральной службы судебных приставов.

Общественные советы созданы при всех территориальных органах ФССП России. В 2015 году в значительной мере активизировалась их работа по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи, работа по взаимодействию с общественными палатами субъектов Российской Федерации и общественными советами при органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

В 35 субъектах Российской Федерации члены общественных советов при территориальных органах ФССП России приступили к использованию информационного ресурса «Электронный кабинет» раздела «Общественный совет» официального Интернет-сайта ФССП России для обмена информацией, фото-, видео- и иными материалами.

ФССП России и ее территориальными органами ведется активная работа по освещению деятельности Службы в средствах массовой информации (далее – СМИ), формированию благоприятного имиджа, повышению правовой грамотности населения, разъяснению действующего законодательства.

В результате конструктивного взаимодействия в 2015 году в федеральных и региональных СМИ вышло свыше 191 тыс. материалов о деятельности ФССП России, из которых более 125 тыс. материалов (73%) – по информации и при непосредственном участии ФССП России. На официальных интернет-сайтах ФССП России и ее территориальных органов опубликовано свыше 33 тыс. новостных сообщений и пресс-релизов.

В рамках информационной открытости ФССП России руководство территориальных органов ФССП России приняло участие в 550 пресс-мероприятиях (пресс-конференциях, брифингах, круглых столах и пресс-турах), дано свыше 1,8 тыс. интервью СМИ.

Кроме того, на протяжении года велась активная разъяснительная работа в рамках проведенных информационных акций (свыше 950 акций). Так, проведены выездные акции на площадках крупных торговых центров, в зданиях аэропортов, железнодорожных и автовокзалов, в иных местах массового скопления людей; встречи на крупных предприятиях, в учреждениях образования и здравоохранения. В ходе данных мероприятий гражданам демонстрировались возможности интернет-ресурса «Банк данных исполнительных производств», разъяснялось законодательство об исполнительном производстве и предлагалось узнать о своих долгах. Более 70 территориальных органов ФССП России организовали размещение социальной рекламы (наружной, печатной и видеорекламы). По итогам проделанной работы в СМИ вышло свыше 17 тыс. материалов.

Работа по реализации принципов открытости в Федеральной службе судебных приставов будет продолжена. На 2016 год запланирован ряд мероприятий, направленных на совершенствование механизмов открытости, в частности. предусматривающих дальнейшее развитие общественного контроля, определение порядка общественного обсуждения результатов деятельности ФССП России.

Несмотря на результаты, достигнутые ФССП России в 2015 году, продолжает оставаться неразрешенным ряд проблем, оказывающих влияние на качество принудительного исполнения требований исполнительных документов.

Это постоянный рост количества поступающих на исполнение документов, увеличивающий нагрузку на судебных приставов-исполнителей. Увеличение количества судебных актов о взыскании задолженности по кредитам, заработной плате, жилищно-коммунальным платежам, а также развитие системы видеофиксации нарушений правил дорожного движения дают основания прогнозировать дальнейшее увеличение нагрузки.

При этом отсутствуют социальные гарантии, соответствующие уровню задач, выполняемых судебными приставами, что приводит к постоянному оттоку кадров и ежегодному увеличению их текучести (в 2014 году текучесть кадров в ФССП России составила 23,6 %, в 2015 году – 28,7 %). В свою очередь, это негативно отражается на уровне профессионализма судебных приставов, результативности выполняемой ими работы и увеличивает затраты на обучение вновь принятых работников. К тому же частая смена судебных приставов-исполнителей в процессе принудительного исполнения требований исполнительных документов негативно оценивается сторонами исполнительного производства.

Повышенные требования к кандидатам на должность судебного пристава, в том числе связанные с реализацией полномочий по ограничению прав граждан и юридических лиц, требуют законодательного закрепления особенностей прохождения судебными приставами государственной службы иного вида, отличного от государственной гражданской службы. Проект соответствующего федерального закона подготовлен Министерством юстиции Российской Федерации совместно с ФССП России, работа по данному законопроекту продолжается.

На настоящий момент отсутствует организованный безбумажный документооборот со всеми заинтересованными органами и организациями. Это обусловлено их технической неготовностью к вынесению, а также к приему, обработке и исполнению большого объема электронных документов, что снижает оперативность принятия соответствующих процессуальных решений в рамках исполнительного производства.

Масштабное внедрение электронного исполнения в части обращения взыскания на денежные средства на счетах должников выявило проблему, связанную с идентификацией социальных выплат. Эта проблема требует законодательного урегулирования, и ее решению ФССП России совместно с Минюстом России предстоит уделить особое внимание в целях обеспечения прав граждан.

Ключевыми целями для ФССП России на 2016 год являются обеспечение принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, обеспечение установленного порядка деятельности судов и обеспечение доступности и оперативности взаимодействия Федеральной службы судебных приставов с гражданами и организациями. Для достижения указанных целей определен ряд приоритетных задач.

Одной из них является повышение эффективности принудительного исполнения. Данная задача будет решаться в том числе за счет автоматизации исполнительного производства, переходана безбумажный документооборот с крупными взыскателями (организации ТЭК, кредитные организации и др.), совершенствования сервисов оплаты задолженности по исполнительным производствам, совершенствования процедуры реализации арестованного имущества должников, повышения уровня законности действий должностных лиц ФССП России.

В рамках повышения эффективности обеспечения установленного порядка деятельности приоритетами для Федеральной службы судебных приставов остаются обеспечение в судах безопасности участников судебных процессов и создание условий для надлежащего отправления правосудия, препровождение иностранных граждан и лиц без гражданства до специальных учреждений и пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также оказание содействия органам внутренних дел в розыске и задержании лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда.

Будет продолжена совместно с Министерством юстиции Российской Федерации работа по совершенствованию законодательства Российской Федерации, затрагивающего вопросы деятельности ФССП России, включая законопроекты, направленные на оптимизацию исполнительного производства (в части изменения порядка исполнения административных штрафов, принудительного исполнения в отношении физических и юридических лиц, находящихся на любой стадии банкротства, и ряд других законопроектов).

Планируется продолжить работу по программе декриминализации ряда составов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, акцентируя внимание на сохранении состава уголовного преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ. Предлагается установить порядок привлечения лиц к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов с использованием института административной преюдиции. Это согласуется с положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2016 год о переведении преступлений, не представляющих общественной опасности, в разряд административных правонарушений, но с принципиальной оговоркой – повторное совершение проступка должно квалифицироваться уже как уголовное деяние.

В целях оптимизации вопросов взаимодействия Федеральной службы судебных приставов с гражданами и организациями планируются, в частности, доработка электронного сервиса «Личный кабинет стороны исполнительного производства», расширение практики проведения Дня открытых дверей и приема граждан, проживающих в отдаленных регионах, посредством видеоконференцсвязи.

 

Время создания/изменения документа: 02 марта 2016 12:26 / 02 апреля 2016 11:44

Версия для печати