05.02.2015 Доклад директора ФССП России А.О. Парфенчикова на заседании коллегии ФССП России «Об итогах деятельности Федеральной службы судебных приставов в 2014 году и задачах на 2015 год»

 

Уважаемые гости!

Уважаемые коллеги!

 

Сегодня мы, по сути, завершаем подведение итогов деятельности Федеральной службы судебных приставов за 2014 год. Заседанию нашей коллегии предшествовал целый цикл мероприятий, в том числе обучающего характера. В формате видеоконференций проведен ряд расширенных оперативных совещаний по отдельным направлениям деятельности и актуальным вопросам, в ходе которых обсуждались имеющиеся проблемы и приняты решения точечного характера.

Поэтому в моем выступлении будет дана принципиальная оценка результатам реализации Службой двух наших главных задач и определены основные приоритеты на текущий год.

Прошедший год был ознаменован для нашего государства поистине знаковыми событиями.

Нельзя не отметить запомнившиеся всему миру Олимпийские и Паралимпийские зимние игры в Сочи. Служба внесла свой весомый вклад в их успешное проведение, обеспечивая исполнение сложных и социально значимых судебных решений. Основной объем нашей работы был проведен в 2011-2013 годах, но и на ее завершающем этапе – в начале олимпийского года – ФССП России достойно справилась с поставленными перед ней задачами.

Но, бесспорно, важнейшим событием года стало воссоединение Крыма с Россией и вхождение Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации в качестве ее полноправных субъектов.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Федеральная служба судебных приставов в кратчайшие сроки реализовала мероприятия правового, кадрового и материально-технического характера, в результате которых в марте в Крымском федеральном округе были образованы управления ФССП России по Республике Крым и Севастополю.

Была проведена большая работа, направленная на их интеграцию в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Нельзя обойти вниманием торжественные церемонии принятия присяги судебными приставами в Крымском федеральном округе. Они были проведены на высоком уровне и органично вписались в праздничные мероприятия, посвященные 69-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Можно без преувеличения сказать, что эти мероприятия имели большое социальное и даже политическое значение.

В текущем году мы приложим все усилия к тому, чтобы наши территориальные органы в Крымском федеральном округе эффективно реализовывали возложенные на них полномочия. Немаловажный для этого фактор – большой человеческий потенциал. Люди сделали свой выбор, хотят работать на благо России и стремятся к единению.

При этом и к единению духовному. Это символизирует тот факт, что Управлением ФССП России по Республике Крым совместно с Симферопольской и Крымской епархией Русской православной церкви передана в дар собору Святого великомученика Феодора Стратилата – небесного покровителя Федеральной службы судебных приставов – крымская святыня, икона с частицей мощей крымского Святителя Луки. Два дня назад в этом зале – впервые в Москве! – состоялся закрытый показ художественного фильма «Лука», посвященный этому великому русскому человеку.

Это, конечно, отступление, но духовность всегда была в России на первом месте и помогала выживать в трудные времена.

Вернемся к основной теме – результатам нашей работы в 2014 году.

Начну с обеспечения установленного порядка деятельности судов.

Самое первое, о чем необходимо сказать – происшествий в зданиях и помещениях судов, судебных участков мировых судей в отношении участников судебных процессов и судей не допущено. Это и является главным итогом нашей работы.

В 2014 году зафиксировано 90 попыток совершения противоправных действий.Чрезвычайные происшествия удалось предотвратить благодаря дополнительным организационным мерам. Они были приняты, в том числе, после трагедии в Кургане, где судебный пристав по ОУПДС Малинников ценой собственной жизни предотвратил гибель 13-ти человек в здании мировых судей.

Ряд мероприятий реализован во взаимодействии наших территориальных органов с управлениями Судебного департамента, судами и мировой юстицией.

В 2014 году было организовано взаимодействие с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации по вопросам работы мировой юстиции. Такое взаимодействие является весьма конструктивным и эта работа должна быть продолжена в текущем году.

В целях контроля за осуществлением пропускного режима должностными лицами наших территориальных органов проведено более 9 тыс. проверок в судах и участках мировых судей с привлечением имитационных групп.

Необходимо отметить, что в сравнении с 2013 годом  возросли оснащенность зданий судов металлообнаружителями и системами видеонаблюдения. Наиболее проблемным остается вопрос с участками мировых судей. Их оснащенность металлообнаружителями составляет 33 %, камерами видеонаблюдения – 37 %. Несмотря на возросший уровень обеспеченности, этого явно недостаточно.

Исполнено поручение Президента Российской Федерации от 2007 года об обеспечении особо значимого судебного процесса в Верховном Суде Кабардино-Балкарской Республики. Завершающее судебное слушание состоялось в декабре 2014 года. Чрезвычайных происшествий, преступлений и правонарушений за все прошедшие годы не допущено.

В 2014 году судебными приставами по ОУПДС выявлено 78 тыс. административных правонарушений (на 22 % больше чем в 2013 году).

При реализации полномочий по оказанию органам внутренних дел содействия в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, в 2014 году количество разысканных лиц возросло на 67 % и составило 9 141 человек. Из них 855 –  за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Это серьезный вклад в укрепление правопорядка. Еще более повысит эффективность этой работы внедрение программного продукта «Постовой контроль».

Теперь о результатах работы в сфере принудительного исполнения.

В первую очередь, необходимо отметить продолжающийся рост поступления исполнительных документов.

В 2014 году возбуждено 39,6 млн. исполнительных производств, это на 3,7 млн. больше чем в 2013 году. В том числе на 2,7 млн. увеличилось поступление штрафов ГИБДД, С учетом поступления в отчетном периоде в Службе находилось 62 млн. исполнительных производств. Средняя служебная нагрузка одного судебного пристава-исполнителя превысила 2,5 тыс. исполнительных производств.

В прошедшем году, как и ранее, первостепенными для нас были вопросы учетно-регистрационной дисциплины.

Исключена массовая практика фактического окончания на основании информации из специально уполномоченных органов без ссылок на полные реквизиты платежных документов. Ужесточены требования к фиксации в АИС окончания исполнительного производства и введена обязательность внесения реквизитов платежного документа.

В целях обеспечения достоверности статистических данных осуществляются сверки баз данных с фактическими материалами оконченных исполнительных производств, находящихся на архивном хранении в структурных подразделениях.

Кроме того, уровень прозрачности и достоверности статистики повышает окончание исполнительных производств путем перечисления взысканных денежных средств через депозитные счета структурных подразделений. В целом по России в 2014 году порядка 53 % исполнительных производств окончено именно таким способом.

Мы продолжили практику сверок с уполномоченными органами. Сверки и в дальнейшем будут проводиться на регулярной основе до момента полного перехода на электронный документооборот, как это происходит сейчас при взаимодействии с Налоговой службой.

Несмотря на существенный рост нагрузки, по итогам 2014 года окончено и прекращено 35,3 млн. исполнительных производств, из них 23 млн. окончено фактическим исполнением.

Более чем в 1,5 раза – до 2,9 млн. – возросло количество исполнительных производств, по которым производятся удержания денежных средств из заработной платы и иных доходов должников. В дальнейшем они имеют перспективу окончания в связи с фактическим исполнением.

Сумма, взысканная в результате деятельности судебных приставов-исполнителей в 2014 году, составила 430,3 млрд. руб., что на 39,7 млрд. руб. больше, чем в 2013 году.

В консолидированный бюджет Российской Федерации перечислено 125,3 млрд. руб., на 10,6 млрд. руб. больше, чем в 2013 году. Взыскан исполнительский сбор на сумму свыше 8,7 млрд. руб.

По ряду категорий исполнительных документов, в том числе социально значимых, отмечается безусловная положительная динамика.

В результате мер по оптимизации работы по взысканию алиментов остаток неоконченных исполнительных производств впервые снизился ниже миллионной отметки и составил менее 937 тыс. производств. За 2014 год с 317 тыс. до 290,5 тыс. сократилось количество исполнительных производств, по которым должники не приступили к выполнению алиментных обязательств.

В пользу детей взыскано около 16,3 млрд. руб. В том числе 2,7 млрд. рублей – в результате ограничения должников в выезде из Российской Федерации, вдвое больше чем в 2013 году. Количество жалоб граждан по вопросам взыскания алиментов снизилось более чем на четверть. 

На особом контроле в Службе находится вопрос исполнения судебных решений в пользу топливно-энергетического комплекса.

В сравнении с 2013 годом количество исполнительных производств этой категории, оконченных фактическим исполнением, возросло на 37 % и составило 578 тыс. В пользу ТЭК в общей сложности перечислено 36,2 млрд. руб. (в 2013 году – 33 млрд. руб.).

По еще одной социально значимой категории исполнительных производств – о взыскании задолженности по заработной плате – фактическое исполнение составило 72 %, взысканная сумма превысила 8 млрд. руб.

Также в число приоритетов Службы в 2014 году входило принудительное исполнение судебных решений об исполнении уголовного наказания в виде штрафов, в том числе коррупционной направленности. В этом направлении в прошлом году реализован комплекс мер.

В частности, ФССП России проведена работа по унификации процессуальных документов, выносимых судебными приставами-исполнителями, в том числе представлений о замене штрафа другим видом наказания. На сегодняшний день они приведены в полное соответствие с Законом об исполнительном производстве и постановлением Пленума Верховного Суда. Кроме того, принятым в декабре 2013 года федеральным законом  устранены коллизии окончания и прекращения исполнительных производств по уголовным штрафам, что оптимизировало нашу работу по данному направлению.

По итогам 2014 года исполнено 82,1 тыс. исполнительных производств данной категории (почти на 30 % больше). Из них 66,3 тыс. – в связи с оплатой штрафа (на 15 % больше).

С 2012 года на особом контроле находятся вопросы административного наказания в виде принудительного и контролируемого перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации.

За весь период исполнения указанных полномочий исполнено почти 94 % исполнительных документов этой категории. В прошлом году принято решение об их исполнении межрайонными структурными подразделениям территориальных органов. На базе ведомственного портала разработана и в настоящее время тестируется интерактивная система контроля.

По итогам года из 45 тыс. находившихся на исполнении производств данной категории в связи с фактическим исполнением окончено около 40 тыс. Это почти на 6 тыс. больше чем за 2013 год.

Практически сведена к минимуму проблема отказов в размещении выдворяемых лиц в спец.учреждениях в связи с нехваткой мест. В результате проводимой совместной работы количество подобных фактов носит единичный характер.

В прошедшем году, как и ранее, мы активно работали с коллегами из Налоговой службы над совершенствованием форм и способов повышения результативности взыскания налоговой задолженности. Ежегодные совместные планы и показатели эффективности совместной деятельности оптимизируют нашу работу.

В 2014 году осуществлен окончательный переход на безбумажный документооборот при межведомственном взаимодействии с ФНС России. Его внедрение позволило снизить расхождения по сверкам с налоговыми органами. В связи с исполнением исполнительных документов о взыскании налоговых платежей в бюджет перечислено 55,3 млрд. руб.

Значительно активизирована работа судебных приставов по взысканию штрафов в области безопасности дорожного движения.

Штрафы ГИБДД по-прежнему составляют значительную долю в общем количестве постановлений уполномоченных органов. В 2014 году их количество составило 17,6 млн. При этом 14 млн. исполнительных производств возбуждено в 2014 году. Фактическим исполнением окончено 10,2 млн. исполнительных производств  (в 2013 году – 8,7 млн.).

Положительная динамика достигнута, в том числе, благодаря совместной работе. В течение 2014 года проведен ряд межведомственных совещаний с ГУОБДД МВД России. Большое внимание уделялось активизации мер в отношении злостных правонарушителей. С июня по декабрь 2014 года число должников, имеющих свыше 10 штрафов ГИБДД, сократилось почти на 21 %.

Необходимо отметить, что качество исполнительного производства в определенной степени характеризуется количеством жалоб. Они, по сути, являются индикатором.

В целом количество обращенийи жалоб, поданных в порядке подчиненности, снизилось на 8 %. При этом снизилось количество жалоб, поданных главному судебному приставу Российской Федерации. Это говорит о том, что основной объем претензий заявителей регулируется на уровне главных судебных приставов субъектов Российской Федерации.

Серьезной мерой для повышения эффективности принудительного исполнения является уголовно-правовой механизм воздействия на должников.

Органами дознания ФССП России в 2014 году направлено в суд с обвинительным актом свыше 71 тыс. уголовных дел, что на 4 тыс. превышает аналогичный показатель 2013 года. Почти 6 тыс. должников по исполнительным производствам осуждено к реальному лишению свободы. В том числе четыре тысячи  – в порядке замены ранее назначенного наказания по ходатайству судебного пристава.

Однако, несмотря на отмеченную положительную динамику, нам не удалось достичь прогнозного значения показателя «Доля оконченных фактическим исполнением исполнительных производств» в размере 47 %.

Фактическое значение показателя по итогам года составило 40,1 %. Выполнили его 34 территориальных органа.

Данный вопрос был отдельным предметом рассмотрения на расширенном оперативном совещании в формате видеоконференции. Субъективные причины, в том числе организационные недоработки отдельных руководителей, уже обсуждены.

Кроме того, на это повлиял ряд факторов объективного характера.

Свыше 10,2 млн. исполнительных документов поступило  в последнем квартале. Но надо понимать, что по возбужденным исполнительным производствам должны быть приняты исчерпывающие меры принудительного исполнения. В связи с этим они не могли быть окончены до конца года и перешли в остаток на 2015 год.

На протяжении ряда лет не теряет актуальности вопрос поступления на исполнение исполнительных документов, обязательства по которым должниками уже исполнены. При этом, как правило, факты добровольной оплаты устанавливаются уже после возбуждения исполнительного производства. Всего в 2014 году отменено около 1,3 млн. постановлений о возбуждении исполнительных производств, в том числе и в связи с оплатой.

Почти по 1,5 млн. поступивших исполнительных документов принято решение об отказе в возбуждении исполнительного производства по установленным законом основаниям.

Вместе с тем реальное положение дел нельзя оценивать исключительно по итогам работы за календарный год. Более объективная картина складывается, если рассматривать результаты с учетом динамики предыдущих лет.

В период 2009-2014 годов в общей сложности в Службе на исполнении находилось более 220 млн. исполнительных производств. Свыше 60 % их них окончено фактическим исполнением. В том числе из 87,7 млн. исполнительных производств о взыскании административных штрафов фактическим исполнением окончено более 70 %. В этот же период исполнены требования более чем 80 % исполнительных документов  о взыскании заработной платы

Необходимо сказать о том, благодаря чему мы имеем определенную положительную динамику в сфере принудительного исполнения.

Во-первых, это совершенствование законодательства.

Служба совместно с Минюстом России активно участвует в данной работе. В 2014 году принято 8 федеральных законов, затрагивающих вопросы деятельности Службы, и ряд из них имеет ключевое значение.

Практическая реализация новых законов, включая принятые в конце 2013 года, уже позволила повысить эффективность принудительного исполнения.

В частности, в январе прошлого года вступил в силу Федеральный закон, устанавливающий порог в 1,5 тыс. рублей по задолженности перед Пенсионным фондом для предъявления на принудительное исполнение. В 2014 году количество возбужденных исполнительных производств данной категории снизилось на 376 тыс.

В марте 2014 года вступили в силу инициированные Службой изменения в части запрета на арест имущества при сумме задолженности менее 3 тыс. рублей. В результате эффективность арестов в целом повысилась. Если в 2013 году аресты наложены в рамках 233,5 тыс. исполнительных производств с суммой взыскания более 3 тыс. руб., то в 2014-м – уже в рамках более 247 тыс. Увеличилась и сумма арестованного имущества.

Несмотря на короткий период своего существования, доказал свою эффективность институт самостоятельной реализации.

С момента вступления закона в силу должниками самостоятельно реализовано имущество на сумму более 80 % от стоимости им переданного, тогда как специализированными организациями – 34,5 %.

Изменения законодательства наделили Службу собственным разыскным инструментарием. Благодаря его наличию, судебными приставами, осуществляющими розыск, в 2014 году разыскано 89,6 тыс. должников-граждан, на треть больше чем в 2013 году. Из них почти 62 тыс. – должники по исполнительным производствам о взыскании алиментов. ФССП России является одним из компетентных органов, ответственных за реализацию Договора государств – участников СНГ о межгосударственном розыске лиц, ратифицированного в мае 2014 года.

Второй положительный фактор – информатизация процесса принудительного исполнения.

В числе исполнительных документов, требования которых исполнены в 2014 году, порядка 40 % исполнены именно за счет использования современных информационных технологий.

Свою положительную роль сыграл Банк данных исполнительных производств. В 2014 году зафиксировано 44 млн. его посещений. С помощью платежных систем официального интернет-сайта ФССП России совершено более 310,5 тыс. платежей на сумму свыше 657 млн. руб., что существенно превышает аналогичные данные за 2013 год.

Осуществляется опытная эксплуатация централизованного электронного документооборота с ГУОБДД МВД России на базе управлений ФССП России по Москве и Московской области, и с Пенсионным фондом на базе Управления по Красноярскому краю.

Проведена большая работа в рамках решений Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

В частности, оптимизирована работа Службы в сфере предоставления государственных услуг из ЕПГУ. В апреле 2014 года Минюстом России утверждены административные регламенты по государственным услугам, предоставляемым Службой.

В рамках реализации пилотного проекта Минкомсвязи в конце 2014 года в Московской области проведена опытная эксплуатация направления в электронном виде постановлений судебных приставов физическим лицам через электронный сервис Почты России.

В Службе осуществляется поэтапный переход на свободное программное обеспечение, что решает проблему импортозамещения. В 2014 году сертифицированы на соответствие требованиям информационной безопасности технологическая платформа и операционная система для АИС на базе свободного программного обеспечения, разработанная в 2013 году.

Существенно расширился электронный документооборот с банками по направлению постановлений судебных приставов-исполнителей об аресте денежных средств и обращении взыскания на денежные средства. Количество таких постановлений составило около 15 млн.

Полностью подтвердили свою эффективность меры по оптимизации структуры подразделений Службы.

Существенным внутриведомственным резервом для дальнейшего повышения уровня фактического исполнения стало создание в крупных территориальных органах специализированных межрайонных отделов, как по особым исполнительным производствам, так и по отдельным категориям исполнительных производств (например, налоги, штрафы).

В крупных структурных подразделениях введены группы электронного принудительного исполнения. В отдельных территориальных органах, где они функционируют, в рамках электронного исполнения одним приставом в среднем за день оканчивается 10-14 исполнительных производств, а иногда – до 20-ти.

Мы возлагаем большие надежды на Управление по исполнению особо важных исполнительных производств, которое  функционирует в составе центрального аппарата с мая 2014 года. Специалистами Управления уже окончены фактическим исполнением исполнительные производства на сумму более 17,5 млрд. рублей.

Еще одним внутренним ресурсом является начатая в июне прошлого года опытная эксплуатация подсистемы электронного документооборота АИС ФССП России. Ее цель – оптимизировать процесс служебной переписки между центральным аппаратом и территориальными органами.

Большое внимание уделялось кадровым вопросам.

Оптимизированы структуры и штатные расписания структурных подразделений территориальных органов. О том, какие плюсы это уже дает, я только что сказал. Мы начали выстраивать систему психологического обеспечения служебной деятельности. Необходимость введения в ФССП России психологического обеспечения работников обусловлена статусом Службы и сложностью решаемых задач.

Но главная наша проблема – текучесть кадров.

В сравнении с 2013 годом показатель текучести несколько снизился. Однако он высок по-прежнему –  около 24 %. Текучесть судебных приставов-исполнителей по итогам года превысила 30 %.

Понятно, что люди, приходя в Службу, сталкиваются с непомерной нагрузкой и ответственностью. А поскольку достойной компенсации – ни материальной, ни в социальном плане – они не видят, принимают решение об уходе.

Мы рассчитываем на то, что вопрос статуса будет урегулирован специальным законодательным актом, предусматривающим отнесение службы в ФССП России к особому виду государственной службы.

Это особенно важно и потому, что в 2016 году мы неизбежно столкнемся с оттоком тех приставов, которые не будут соответствовать установленному Законом образовательному цензу. На текущий момент в числе судебных приставов-исполнителей 20 % не соответствует будущим квалификационным требованиям.

Противодействие коррупции в 2014 году осуществлялось в Службе по двум основным направлениям: выявление, предупреждение и пресечение должностных и коррупционных преступлений, а также их профилактика.

Нам удалось сохранить тенденцию к снижению числа противоправных деяний, совершенных работниками Службы. В 2014 году возбуждено 361 уголовное дело по должностным преступлениям в отношении 328 работников (в том числе бывших) территориальных органов, в 2013 году – 453 дела в отношении 358 работников. Более половины фигурантов выявлено силами Службы. За дачу взятки государственным служащим Службы в отношении граждан возбуждено 156 уголовных дел.

По фактам нарушений антикоррупционного законодательства, выявленных в ходе проведения профилактической работы, принимаются жесткие меры. Только в отношении работников центрального аппарата, руководителей территориальных органов и их заместителей в 2014 году было назначено 45 проверок в рамках Указа № 1065.  30 из них завершены. К ответственности привлечен один руководитель территориального органа и 6 заместителей руководителей территориальных органов.

К числу основных задач, стоящих перед нами в 2015 году, необходимо отнести следующее.

В первую очередь, мы должны продолжить участие в работе по совершенствованию законодательной базы, регламентирующей вопросы деятельности Службы

В Государственной Думе находится целый пакет законопроектов, затрагивающих вопросы деятельности Службы, в том числе направленных на внедрение электронного документооборота в деятельность органов государственной власти. В первом чтении уже принят законопроект, наделяющий судебного пристава полномочиями ограничивать право должника на управление транспортным средством.

Но, безусловно, самым важным для нас является принятие  специального законодательного актом, предусматривающего отнесение службы в ФССП России к особому виду государственной службы.

В сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов необходимо закрепить положительные тенденции, наметившиеся  в 2014 году, и продолжить внедрение технических средств, способствующих повышению безопасности судов, и взаимодействие с заинтересованными ведомствами.

В сфере исполнительного производства мы должны повысить результативность фактического исполнения и ориентироваться на фактическое окончание от 25 до 30 млн. исполнительных производств. Оптимизировать работу по особо значимым категориям исполнительных производств. В частности, по алиментам, заработной плате, ТЭКам, уголовным и административным штрафам.

Особое внимание необходимо уделять новым направлениям: возмещение вреда, причиненного преступлением; возмещение ущерба в сфере лесного хозяйства; возмещение ущерба в сфере оборонного заказа.

Во втором полугодии 2014 года по данным вопросам принят ряд управленческих решений и в 2015 году мы должны обеспечить их реализацию. В том числе, в рамках межведомственного взаимодействия с соответствующими органами.

Необходимо шире использовать современные формы организации работы, в том числе межрайонные отделы, группы электронного исполнения; продолжить реализацию комплекса мер, обеспечивающих соблюдение учетно-регистрационной и исполнительской дисциплины.

Также необходимо оптимизировать работу аппаратов управления с учетом сокращения их штатной численности и рационализировать их работу путем совершенствования организационно-управленческой деятельности. Аппараты должны быть современными, компактными, мобильными и при этом в полном объеме обеспечивать положительную динамику по всем направлениям деятельности.

Мы должны обеспечить максимальное внедрение информационных технологий на всех уровнях, использовать информационные технологии во всех сферах деятельности, начиная с обеспечения установленного порядка деятельности судов и заканчивая  делопроизводством.

Необходимо обеспечить расширение межведомственного взаимодействия с уполномоченными органами и кредитными организациями в части обмена юридически значимыми документами в электронном виде, перевод взаимодействия на платформу СМЭВ и дальнейшее внедрение информационных технологий в социальную сферу, включая Банк данных исполнительных производств, а также запуск и начало работы на официальном интерне-сайте ФССП России Личного кабинета стороны исполнительного производства.

Время создания/изменения документа: 02 июня 2015 15:17 / 28 декабря 2015 11:50

Версия для печати