ПОБЕДИМ КОРРУПЦИЮ ВМЕСТЕ! Вы "ЗА"?
Этим вы значительно обезопасите себя от поступков, которые с большей вероятностью повлекут негативные последствия, чем предполагаемую выгоду.
Ваше мнение о деятельности ФССП России?
Анонимный опрос в сфере профилактики коррупции

Рекомендации участников третьего Международного Форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности»

г. Москва
26 апреля 2011 г.

 

Участники третьего Международного Форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности», прошедшего в рамках Международных Дней интеллектуальной собственности под эгидой ООН 26 апреля 2011 г. в Международном университете в Москве (www.rniiis.ru) и собравшего около 200 представителей от международных организаций (ЕС, СНГ, ЕврАзЭС), руководителей и представителей органов государственной власти, науки и бизнеса, вузов и общественных организаций, средств массовой информации из 18 стран мира.

Обсудив проблемы инновационного развития с учетом национального и международного опыта преодоления кризиса, условия перехода к инновационной экономике через формирование цивилизованного рынка интеллектуальной собственности, в том числе при международном сотрудничестве, мотивации инновационного поведения граждан и объединения усилий власти, науки и бизнеса,учитывая провозглашенные приоритеты инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года и разделяя вывод, сделанный Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым о приоритетах технологической модернизации и необходимости формирования и развития рынка интеллектуальной собственности как ключевого условия становления инновационной экономики, отмечают что:

  1. Долгосрочное сотрудничество государств - участников СНГ в инновационной сфере должно способствовать созданию межгосударственного пространства, объединяющего возможности национальных инновационных систем, придающего устойчивый системный характер инновационному развитию, способствующего эффективному использованию научно-технологических разработок. Усиление интеграции государств - участников СНГ в глобальном научно-техническом, инновационном и образовательном пространстве должно сопровождаться определением стратегических областей сотрудничества при использовании опыта формирования магистральных направлений развития науки, технологий и техники в СНГ, Европейском исследовательском пространстве, ОЭСР, странах Северной Америки. Сложившиеся в странах - технологических лидерах основные направления инновационной деятельности задают контур политики в развитии инновационных процессов в государствах-участниках СНГ.
  2. Ключевыми тенденциями в управлении взаимодействием инновационно-ориентированными экономическими субъектами становится глобальная (межгосударственная) интеграция и вовлечение в гражданский оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности с одновременным смещением акцентов с общенационального на региональные уровни управления инновационной деятельностью. Поэтому обеспечение инновационной модели развития с учетом новых вызовов в настоящее время воплощается в конкретные стратегии региональных интеграционных группировок (в первую очередь, ЕС и СНГ), а также отдельных государств и компаний, которые стремятся усилить свои конкурентные преимущества в условиях новой архитектоники мирового экономического пространства. Успешность стратегического развития стран Содружества все в большей мере определяется внутренними нематериальными ресурсами, которые трудно скопировать конкурентам, эффективностью использования интеллектуального потенциала занятого населения, использованием уникальных знаний, организационных систем, технологий, формированием и развитием ключевых компетенций предприятий как факторов устойчивого конкурентного преимущества.
    В то же время в условиях ужесточения конкуренции при формирования нового мирового порядка разделения труда в рамках шестого технологического уклада не прекращаются попытки подмены стратегии развития инновационной экономики на так называемую «экономику знаний». Так вслед за ведомственной целевой программой «Теоретические основы инновационной экономики на 2008 - 2010 годы», утвержденной приказом Министра образования и науки РФ от 16.10.2007 г. № 283, где в качестве цели №1 была определена разработка научных основ формирования инновационной экономики как экономики знаний (показатели: число публикаций, монографий, диссертаций, конференций и т.п.) в новом проекте Стратегии инновационного развития России до 2020г. (проект Минэкономразвития России-2011г.) в качестве показателей результативности российской науки определены: число научных статей в общем объеме научных публикаций; число исследователей на 1 статью; уровень цитирования в научных журналах; «стоимость одной публикации».
  3. Существует потребность в более эффективном и всестороннем межгосударственном сотрудничестве в области науки, технологий и инноваций на пространстве СНГ. Необходимо определить и оценить вызовы для государств - участников СНГ, процедуры и схемы реализации и финансирования совместных мероприятий и проектов, решить вопросы укрепления потенциала и передачи технологий на межгосударственном уровне.

Результативный ответ на вызовы современности требует межгосударственной координации усилий государств - участников СНГ, направленных на создание адекватных условий для выхода на траекторию устойчивого роста.

В целях повышения уровня координации и взаимодействия всех заинтересованных сторон и создания условий перехода к инновационной экономике через формирование цивилизованного рынка интеллектуальной собственности, решения указанных выше проблем, в том числе в рамках международного сотрудничества, и повышения темпов инновационной активности, с учетом состоявшегося обсуждения участники Международного Форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности» единодушно принимают следующие решения:

  1. Оргкомитету и Дирекции Форума, учитывая итоги проведения заседаний рабочей группы МПА СНГ по подготовке модельного Инновационного кодекса для государств - участников СНГ и Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию, а также подготовку Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ до 2020 года, принять участие в деятельности рабочей группы в части научно-правового обеспечения работ по разработке модельного Инновационного кодекса и проведения экспертизы Программы, учитывая возможности по внедрению новых технологий и осуществлению совместных проектов, а также перспективы кооперации в наукоемких отраслях и развития рынка интеллектуальной собственности между странами СНГ.
  2. Провести 26 апреля 2012 г. в Москве четвертый Международный Форум «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности».
  3. Принять за основу проект итогового документа Форума. Поручить Оргкомитету и дирекции Форума разместить данный документ на сайте Дирекции Форума, доработать с учетом поступивших замечаний и предложений и направить в соответствующие международные организации, межгосударственные органы СНГ, национальным парламентам и правительствам стран-участниц СНГ следующие рекомендации:
    1. В области развития нормотворчества:
      1. Предложить национальным парламентам принять меры, направленные на совершенствование бюджетного финансирования на фундаментальные и прикладные исследования (НИОКР) с участием реального сектора экономики и снижение уровня коррупции в этой сфере. Разработать законодательный механизм эффективного контроля и соблюдением режима коммерческой тайны; усилить ответственность исполнителей и должностных лиц за несанкционированное использование информации, содержащей результаты интеллектуальной деятельности, полученные при реализации контрактов на НИОКР.
      2. Рекомендовать Межпарламентской Ассамблее государств-участников СНГ в целях гармонизации законодательной базы, закрепления единых с международной практикой норм и мер инновационного развития, разработать механизмы разрешения правовых проблем в сфере защиты исключительных прав на средства индивидуализации, принадлежащие правообладателям из стран, входящих в Таможенный союз СНГ, и одновременно охраняемые в нескольких государствах-участниках Таможенного союза.
      3. Предложить национальным правительствам и национальным парламентам государств- участников СНГ обратить внимание при подготовке национальных стратегий инновационного развития на период до 2020 года на недопустимость использования целей, принципов и показателей так называемой «экономики знаний», как противоречащих целям и принципам собственно инновационного развития.
      4. В целях оперативного решения вопросов, которые могут стать проблемными при формировании в СНГ межгосударственного рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы в Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств-участников СНГ до 2020 года предусмотреть специальную подпрограмму формирования и развития рынка интеллектуальной собственности, а также национальную комплексную программу развития рынка интеллектуальной собственности в каждом из государств - участников СНГ.
    2. В области совершенствования правоприменения:
      1. Способствовать созданию условий для повышения глобальной конкурентоспособности экономики государств - участников СНГ, трансформации ее в инновационную экономику через рынок интеллектуальной собственности, реализации приоритетов экономического развития на основе эффективного взаимодействия национальных инновационных систем в интегрируемом инновационном пространстве, утверждения международного авторитета Содружества как одного из мировых центров технологического лидерства.
      2. Признать целесообразным учитывать европейский опыт реализации программ инновационного развития, в первую очередь, рамочных программ, которые демонстрируют сбалансированный и комплексный подход к определению областей взаимодействия участников программ. В странах ЕС заданные направления развития науки, технологий и техники призваны способствовать решению наиболее актуальных социальных, экологических и экономических проблем и обеспечивать готовность к преодолению вызовов различного рода в будущем. Разработка методического инструментария и организационных механизмов формирования трансграничных, национальных и региональных инновационных программ развития в рамках реализации международной инновационной стратегии стран СНГ, должно осуществляться с учетом опыта и приоритетов национального и общеевропейского развития.
      3. Поддержать создание инновационного интереса самих предприятий (прежде всего при использовании бюджетных средств на НИОКР в интересах модернизации конкретных отраслей реального сектора экономики, исключительных (имущественных) прав на созданную интеллектуальную собственность), а также через введение соответствующих налоговых преференций и льгот для частных инвесторов софинансировании и высокорисковом вложении капитала в такие проекты. При отсутствии единого нормативного документа, определяющего порядок распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности государственного заказчика, головного исполнителя и исполнителей НИОКР считать необходимым разработку и принятие стандарта «Распределение интеллектуальных прав между заказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении НИОКР».
        В целях обеспечения реальной защиты интересов правообладателя (разработчика конструкторской документации) со стороны государства при заключении контрактов с иностранными заказчиками в рамках военно-технического сотрудничества (например, при поставках конструкторской документации для производства и ремонта изделий через «Рособоронэкспорт» или деятельности ФГУ «ФАПРИД») считать необходимым разработку и принятие стандарта «Защита интеллектуальных прав при экспорте продукции военного, специального и двойного назначения».
      4. Поддержать инициативы по созданию необходимых условий и предпосылок для функционирования инновационного межгосударственного пространства, обеспечивающего переход экономики государств - участников СНГ от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития, способствующего расширению национальной конкурентоспособности за счет наращивания преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях, направленных на повышение благосостояния граждан государств - участников СНГ.
        Активнее использовать накопленный потенциал созданных институтов инновационной инфраструктуры на национальном и региональном уровнях для создания рыночных механизмов в сфере интеллектуальной собственности. Рассмотреть возможность продления сроков функционирования особых экономических зон в целях реализации результатов, созданных в них за последние годы инновационных региональных механизмов (технопарков, бизнес-инкубаторов и др.) для формирования рынка интеллектуальной собственности.
      5. При ежегодном увеличении расходов на научные исследования и совершенствовании их структуры (в РФ за последние 10 лет внутренние затраты на НИОКР увеличились в 10 раз) потенциал интеллектуальной собственности для создания и коммерческого использования инновационных технологий, полученных по результатам НИОКР, выполненных в университетах и научных центрах, сегодня повсеместно практически не используется. (Доля расходов на мероприятия, связанные с охраной и управлением интеллектуальной собственностью составляет 2 и менее процентов в расходах на НИОКР (для сравнения, в СССР нормативно было предписано направлять на эти цели не менее 10% в этих расходах). В этих условиях считать целесообразным:
        1. проведение существенной корректировки учетной политики результатов интеллектуальной деятельности (с 3 до 16 объектов) и прав на них в университетах и научных центрах при проведении инициативной инвентаризации и оформлении ее результатов;
        2. проведение обязательной предварительной экспертизы при выборе формы правовой охраны, распределении и закреплении исключительных (имущественных) прав в отношении учитываемых результатов интеллектуальной деятельности с целью снижения неоправданных затрат и обеспечения их эффективного коммерческого использования;
        3. принятие локальных нормативных актов в вузах и научных центрах по определению состава авторов служебных результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. содержащихся в научно-технической и конструкторской документации, решению вопроса о порядке расчетов и выплат им компенсаций и вознаграждений в целях обеспечения инновационной мотивации и снижения рисков при государственном и международном аудите или судебной защите;
        4. разработку и принятие национальных стандартов «Интеллектуальная собственность. Научные открытия», «Интеллектуальная собственность. Научные произведения» в целях разрешения существующих правовых коллизий и повышения эффективности использования потенциала научного творчества;
        5. разработку типового пакета учебно-методических комплексов документов по организации деятельности центров интеллектуальной собственности в вузах и научных центрах.
      6. Обеспечить государственную поддержку разработчикам новых высокоэффективных технологий в целях оптимизации процессов развития научно-технических разработок, необходимых для совершенствования существующих технологий и развития новых инновационных технологий по снижению вредного воздействия деятельности человека на окружающую среду, уменьшению потребления природных ресурсов и энергии.
      7. Внедрить систему менеджмента качества и безопасности во всех инновационных рыночных институтах в целях защиты национального рынка от недобросовестной конкуренции и повышения эффективности инновационной деятельности. В целях привлечения банковского капитала в этот сектор экономики считать целесообразным разработку с участием кредитных организаций и принятие национального стандарта «Управление интеллектуальной собственностью в кредитной организации».
      8. Поддержать инициативу органов государственной власти Республики Татарстан по разработке и принятию первой в России и странах СНГ долгосрочной региональной целевой программы «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на период до 2020 года».
        Национальным и региональным органам государственной власти при подготовке и реализации программ развития национальных и региональных рынков интеллектуальной собственности как составной части мирового рынка интеллектуальной собственности в условиях вступления в ВТО и необходимого базового условия проведения технологической модернизации отечественной промышленности использовать в качестве индикативных показателей следующие:
        1. доля охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, полученных в общем объеме НИОКР;
        2. использование интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности организации/ предприятия: количество заключенных лицензионных договоров и договоров отчуждения на внутреннем рынке; количество лицензий, проданных за рубеж; количество лицензий, приобретенных из-за рубежа; доля договоров коммерческого использования интеллектуальной собственности к ее общему объему;
        3. доля нематериальных активов от всех активов инновационного сектора;
        4. доля интеллектуальной собственности в структуре цены инновационной продукции;
        5. доля контрафактной продукции, реализуемой на внутреннем рынке, в т. ч. из-за рубежа;
        6. обеспечение квалифицированными кадрами в области интеллектуальной собственности (на 1000 жителей).
    3. В области развития правосознания:
      1. Обеспечить регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов инновационного развития, нацеленное на повышение инвестиционной привлекательности перспективных высокотехнологичных секторов экономики, содействие притоку наиболее квалифицированных кадров в эти сектора, стимулирование инновационного поведения компаний, учитывая их возможности в сфере международного сотрудничества.
      2. Считать актуальным сбор и анализ информации, необходимой для дальнейшего проведения реструктуризации системы образования, ориентированной на развитие научно-исследовательского сектора в высших учебных заведениях, расширение дальнейшего сотрудничества вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики, международную интеграцию национальных вузов в области инновационных образовательных программ.
      3. Оказать организационную поддержку высокопрофессиональному кадровому обеспечению реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года в области:
        1. организационно-правового обеспечения реструктуризации высшего образования, ориентированной на развитие сектора исследований и разработок в вузах, углубление кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями, кардинальное расширение международной интеграции вузов и научных центров стран СНГ, как в сфере образовательных программ, так и в сфере исследований и разработок, усиление академической мобильности и развитие сетевой организации образовательных и исследовательских программ;
        2. поддержки научно-исследовательских работ, посвященных технологиям выстраивания сетевых взаимоотношений и сотрудничества между организациями фундаментальной и прикладной науки, между вузами и научными институтами, между исследовательскими структурами и предприятиями. Важнейшим инструментом стимулирования такого взаимодействия является расширение имеющегося опыта проведения специальных конкурсов по реализации комплексных исследований и осуществлению внедренческих проектов, предусматривающих совместные заявки от организаций разного профиля;
        3. правового сопровождения заключения двусторонних и многосторонних международных соглашений по стимулированию научно-технической и инновационной кооперации по приоритетным направлениям развития технологий. В максимальной степени должен быть реализован потенциал кооперации высокотехнологичных производств в рамках интеграции на пространстве СНГ, в том числе в рамках развития совместной производственной и торговой активности в странах формируемого единого экономического пространства.
      4. Продолжить создание механизмов общественного контроля за формированием и распределением бюджетных средств на НИОКР в целях преодоления правового нигилизма, снижения уровня коррупции в национальных ведомствах и повышения эффективности инновационной мотивации всех участников гражданского общества.
      5. Поддержать предложение о создании международной общественной организации по интеллектуальной собственности, деятельность которой будет направлена на просвещение, популяризацию знаний в области интеллектуальной собственности, формирование правовой культуры и правосознания общества
      6. В целях формирования регионально-сбалансированного высокопрофессионального кадрового потенциала для инновационных систем государств-участниц СНГ признать целесообразным осуществить:
        1. мониторинг патентных и преподавательских кадров в сфере интеллектуальной собственности;
        2. разработку рекомендаций по совершенствованию системы кадрового обеспечения и образовательных программ в сфере интеллектуальной собственности
      7. Предусмотреть в перспективных и текущих планах работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, вузов, научных и общественных организаций, политических партий подготовку и проведение мероприятий в рамках ежегодных Международных дней интеллектуальной собственности под эгидой ООН.

 

Настоящий документ обсужден и принят за основу участниками третьего Международного Форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности» 26 апреля 2011г.; обсужден и поддержан с учетом поступивших замечаний и предложений, в т.ч. по итогам открытого обсуждения в Интернет, на заседании Ученого совета РНИИИС (протокол №1 от 27 апреля 2011г.).

Время создания/изменения документа: 09 сентября 2011 09:25 / 25 сентября 2011 17:51

Версия для печати